Советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Производился с августа 1939 года по август 1942 года. Учавствовал в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.
Необходимость разработки и создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо осознавалась в СССР. Основываясь на отечественной военной теории, такие танки были просто необходимы для проламывания фронта противника и обеспечении прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом деле был приобретен ещё в ходе Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Маннергейма считались даже теоретически непреступными. Существовало даже ошибочное мнение, что танк КВ создан в ходе Финской кампании специально для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал создаваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно ясно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют эксплуатировать достаточно толстую броню. Инициатором проектирования танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.
В конце 1930-х были предприняты попытки создать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились полностью отказаться от использования нескольких башен: предполагалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой — для борьбы с бронетехникой.
Новые танки, спроектированные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента создали ещё и уменьшенный вариант СМК — с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно повлияло на динамические характеристики. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) был оснащён дизельным двигателем. Первый экземпляр танка был построен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Изначально главным конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем — Н. Л. Духов.
30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили шанс подвергнуть испытанию новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ были направлены на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, вооружённой средними танками Т-28.
Свой первый бой танк КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма.
Экипаж КВ в первом бою:
-лейтенант Качехин (командир)
-И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
-лейтенант Поляков (наводчик)
-К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
-А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
-П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)
Танк с честью прошёл испытания боем: его не смогла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось спроектировать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.
По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно хорошо (впрочем, СМК в самом начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты так и не были, поскольку при более высокой огневой мощи они были оснащены менее толстой бронёй, обладали значительными размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.
Серийный выпуск танков КВ стартовал в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать производство КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ построили первый КВ. Одновременно на заводе стартовало строительство специального корпуса для сборки КВ.
На 1941 год было запланировано произвести 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было построено всего несколько танков. Всего в 1940 году было произведено 243 КВ-1 и КВ-2 (в том числе 104 КВ-2), а в первом полугодии 1941 года — 393 (в том числе 100 КВ-2).
После начала войны и мобилизации промышленности производство танков на Кировском заводе существенно возросло. Выпуску танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы.
Но уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод расположился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал основным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.
Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было выпущено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8).
Помимо этого в блокадном Ленинграде на заводе № 371 в 1942 году из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, построили еще как минимум 67 КВ-1, вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.
Для 1940 года серийный КВ-1 являлся поистинне новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора довольно часто реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты считают танк КВ этапной машиной в мировом танкостроении, оказавшей значительное влияние на конструирование последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была использована впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках данной концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все — многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист располагались в отделении управления, три других члена экипажа были размещены в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм применялись только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины монтировались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ производилась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых — 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены — на них на болтах укрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 по факту получил разнесённое бронирование. Не совсем ясно, зачем это было сделано. Тяжёлые танки немцы начали создавать только в 41 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил своего применения), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, но всё же могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки производились с катаной бронёй толщиной 100 мм и более — на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.
Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была прекращена, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично решена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки эксплуатировались на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.
Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него было рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были оборудованы рабочие места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка. Посадка и выход экипажа осуществлялись через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
На танках первых выпусков оборудовалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другой информации — 135 или 116). Интересно, что первоначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически ни чем не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку демонтировали и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года — на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.
Пушка ЗИС-5 устанавливалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс размещался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел осуществлялся посредством ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.
На танке КВ-1 монтировались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда оснащался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ устанавливали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.
КВ-1 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Запуск двигателя осуществлялся стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые выпускались в то время только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 производились с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К — эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.
Танк КВ-1 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:
-многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора;
-ленточные плавающие тормоза.
Все приводы управления трансмиссией — механические. При использовании в войсках наибольшее число нареканий и жалоб в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.
Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию производства опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.
Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
-электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.
Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне — панораму ПТК. Механик-водитель в бою осуществлял наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который оборудовался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор монтировался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.
Для ведения огня КВ-1 оборудовался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.
Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки оборудовались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента.
Радиостанции 10Р или 10РК представляли из себя комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.
10Р-симплексная ламповая коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р разрешала осуществлять связь на двух фиксированных частотах; для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.
Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
-Классификация: тяжёлый танк
-Боевая масса, т: 47,5
-Компоновочная схема: классическая
-Экипаж, чел.: 5
-Длина корпуса, мм: 6675
-Ширина корпуса, мм: 3320
-Высота, мм: 2710
-Клиренс, мм: 450
-Тип брони: стальная катаная гомогенная
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 / 30 град.
-Лоб корпуса (середина), мм/град.: 60 / 70 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75 / 25 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 75 / 0 град
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 60 / 50 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75 / 0—90 град.
-Днище, мм: 30—40
-Крыша корпуса, мм: 30—40
-Лоб башни, мм/град.: 75 / 20 град.
-Маска орудия, мм/град.: 90
-Борт башни, мм/град.: 75 / 15 град.
-Корма башни, мм/град.: 75 / 15 град
-Крыша башни, мм: 40
-Калибр и марка пушки: 76-мм Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
-Тип пушки: нарезная
-Длина ствола, калибров: 41,6 (для ЗИС-5)
-Боекомплект пушки: 90 или 114 (в зависимости от модификации)
-Углы ВН, град.: ?7…+25 град.
-Прицелы: телескопический ТОД-6, перископический ПТ-6
-Пулемёты: 3 х ДТ
-Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 34
-Запас хода по шоссе, км: 150—225
-Запас хода по пересечённой местности, км: 90—180
-Удельная мощность, л. с./т: 11,6
-Тип подвески: торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,77
Тип | Тяжёлый танк |
Боевая масса | 47,5 т |
Калибр | 76 мм |
Экипаж | 5 чел |