Энциклопедия вооружений

Тяжелый танк Т-100

    Фото

    Тяжелый танк Т-100
    СССР

    К 1938 г. пятибашенный тяжелый танк Т-35, не принимавший участия до этого времени в боевых действиях, уже морально устарел. Появившиеся к тому времени средства обороны поставили под сомнение возможность его успешного противоборства с орудиями калибра 37-47 мм. Попытки усилить защиту Т-35 путем экранирования и применения накладной брони привели к росту боевой массы и снижению подвижности машины и не обеспечили требуемого эффекта. В связи с этим на Главном военном совете, состоявшемся в апреле 1938 г., на котором рассматривался вопрос о системе вооружения РККА, было принято решение создать новый тяжелый танк с мощным бронированием и вооружением — тяжелый танк прорыва, способный действовать в наиболее трудных укрепленных районах.В это же время были сформулированы и тактико-технические требования (ТТТ) к танку такого типа. Работы по созданию новых тяжелых машин были развернуты в конструкторских бюро трех заводов: ленинградского Кировского,ленинградского Опытного имени С.М. Кирова (N 185) и Харьковского паровозостроительного имени Коминтерна (N 183).

    Тяжелый танк нового типа разрабатывался на основе компоновочной схемы тяжелого танка Т-35 с целью усиления его броневой защиты, огневой мощи и подвижности. В ходе проработки этой схемы конструкторы рассматривали различные варианты установки вооружения в пяти и трех башнях. Окончательное решение было принято в пользу трехбашенной конструкции.В октябре 1938 г. на рассмотрение государственной макетной комиссии коллективами конструкторских бюро ленинградских Кировского и Опытного заводов были представлены чертежи и макеты новых тяжелых танков, разработанных по одним ТТТ. Кировский завод представил тяжелый танк прорыва СМК — Сергей Миронович Киров, а Опытный завод — тяжелый танк прорыва Изделие 100, впоследствии называемый Т-100.Работы по созданию тяжелого танка прорыва Т-100 были начаты летом 1938 г. в конструкторском бюро Опытного завода N 185 под руководством С.А. Гинзбурга.

    Основные проектные работы по новой машине были выполнены И.С. Бушневым, Г.В. Крученых, Г.Н. Москвиным, Э.Ш. Палеем и Л.С. Трояновым. Ведущим инженером по танку был назначен Э.Ш.Палей. Первоначально, согласно ТТТ, был разработан вариант установки вооружения в трех башнях: 76,2-мм танковой пушки Л-10 в главной башне и двух 45-мм танковых пушек обр. 1934 г. в двух малых башнях. Однако после рассмотрения проекта и макета танка, дабы при толщине брони 60 мм масса машины не превышала 55 57 т, от одной малой башни отказались и дальнейшие работы вели над двухбашенным вариантом.Основные работы по изготовлению узлов, агрегатов и сборке танка выполнял завод N 185, брони — Ижорский завод, а агрегатов трансмиссии — завод N 183 в Харькове. Пробный выезд машины на двор опытного завода без установленных башен с вооружением, люка механика-водителя, смотровых приборов, средств внутренней и внешней связи и элементов боеукладки состоялся 2 июля 1939 г. Сборку танка задержали смежники — завод N 183, который в это время все свои производственные мощности бросил на изготовление опытного образца танка А-32. Окончательная сборка машины была завершена к 31 июля 1939 г., и Т-100 был принят комиссией для проведения полигонных испытаний, которые объединили с заводскими.1 августа 1939 г. Т-100 поступил на полигонно-заводские испытания, которые, согласно программе испытаний, утвержденной Автобронетанковым управлением (АВТУ) РККА, должны были закончиться 3 января 1940 г. Однако в полном объеме эту работу провести не удалось, так как в середине ноября 1939 г. машина была снята с испытаний и в дальнейшем была отправлена на Карельский перешеек для специальных испытаний, под которыми подразумевалась проверка ее боевых и ходовых качеств во фронтовых условиях в составе специально сформированной группы опытных танков, изготовленных заводами Ленинграда.

    На фронт машина была отправлена лишь 18 февраля 1940 г., а до этого времени находилась на заводе. Дело заключалось в том, что с началом боевых действий на Карельском перешейке остро встал вопрос о преодолении хорошо укрепленных оборонительных сооружений линии Маннергейма. Бронемашины с противопульным бронированием и с 76,2-мм пушкой, каковыми были средние танки Т-28, не могли подойти к укреплениям финнов и огнем своих орудий уничтожать ДОТы, в результате чего несли большие потери. Для взламывания обороны противника необходимы были танки с мощным вооружением и противоснарядной защитой. Хотя танки СМК, Т-100 и КВ имели мощное бронирование, но решить такую задачу не могли из-за слабости вооружения, что подтвердилось первым же боевым применением танков СМК и КВ в декабре 1939 г.Зная о работах, проводимых в конструкторском бюро завода N 185 еще с конца 1939 г. по созданию на базе танка Т-100 нового тяжелого танка Т-100Z, вооруженного 152,4-мм гаубицей М-10, а на основе разрабатываемого инженерного танка (также на базе Т-100) — самоходной установки, вооруженной 130-мм морской пушкой, Т.Н. Кулик отдал в начале января 1940 г. распоряжение их ускорить. Согласно этому распоряжению, вооружение танка Т-100 152,4-мм гаубицей должно было закончиться 5 февраля 1940 г., а установка 130-мм пушки — 20 февраля того же года. Однако эти работы завод выполнить в указанный срок не смог.

    Было принято решение отправить на фронт танк Т-100 со старым вооружением, но с заменой 76,2-мм танковой пушки Л-10 более совершенной 76,2-мм танковой пушкой Л-11, в связи с чем была изменена конструкция бронировки.По этой причине танк Т-100 не мог принимать участия в боевых действиях совместно с танками СМК и КВ в декабре 1939 г., и ссылка на пробуксовку гусениц на гололеде при сорокаградусном морозе при попытке буксировки поврежденного СМК (как это утверждает М. Коломиец в своей статье (см. Танкомастер, N 2/97) не подтверждается архивными документами. [Факт участия Т-100 в боях в декабре 1939 г. подтверждается документами Российского государственного военного архива (ф. 34980, оп. 1 д. 1125) и кадрами кинохроники]

    Кроме того, если бы танк Т-100 участвовал в боевых действиях вместе с танком СМК, то при своей массе, превышавшей на три тонны массу СМК и среднем удельном давлении на грунт 0,860 кГ/см2 (у СМК эта величина составляла 0,666 кГ/см2) он мог бы отбуксировать поврежденную машину с отремонтированной ходовой частью. Нет и архивных данных, подтверждающих возможный возврат исправного танка Т-100 в декабре 1939 г. на завод и повторную отправку его в феврале 1940 г. на фронт, как это было с первым опытным танком КВ, который 2 января 1940 г. был возвращен на завод с целью изготовления по его образцу установочной партии и замены простреленного ствола пушки. По требованию штаба Северо-Западного фронта для первых четырех машин этой партии были заказаны башни под установку 152,4-мм гаубиц М-10.17 февраля опытный танк КВ и первый танк установочной партии У-1 были отправлены на фронт.

    На опытном танке КВ вместо башни с 76,2-мм пушкой Л-11 была установлена башня с гаубицей М-10. Танк У-2 с башней опытного танка КВ с 76,2-мм пушкой Л-11 был отправлен на фронт 22 февраля 1940 г., а танк У-3 с гаубицей М-10 — 29 февраля 1940 г. Именно эти машины участвовали в группе с танком Т-100 в февральских — мартовских боях.Согласно Отчету по испытаниям танков КВ и Т-100 на Карельском перешейке в боях с белофинами от 8 апреля 1940 г. танк Т-100 прибыл в район боевых действий 21 февраля 1940 г. и был включен в состав группы опытных тяжелых танков под командованием капитана Колотушкина. В состав группы, помимо Т-100, входили танк КВ с 76,2-мм пушкой Л-11 (прибыл 26 февраля 1940 г.) и три танка КВ с 152,4-мм гаубицей М-10 (прибыли 16, 26 февраля и 3 марта 1940 г.). Эта группа, предназначенная для борьбы с ДОТами, действовала в составе двух танковых бригад и принимала участие в боевых операциях с 22 февраля по 6 марта 1940 г. с 20-й танковой бригадой, а с 7 по 13 марта 1940 г. — с 1-й танковой бригадой. Но ввиду того что укрепленный район в направлении действия 20-й танковой бригады был прорван еще до прибытия группы, и на последующих направлениях боевых действий бригады ДОТы не встречались, проверить действительную мощь огня установленного на танках вооружения не удалось.Во время испытаний на Карельском перешейке танк был обстрелян бронебойными снарядами калибра 37 — 47 мм с дистанции 300 — 500 м. Было зафиксировано восемь попаданий: одно — в ствол 45-мм пушки, пять — в правый борт и по одному — в диск четвертого левого опорного катка и в гребень трака гусеницы.Попадание в ствол пушки вывело ее из строя. Два попадания в правый борт корпуса оставили на броне воронки в виде эллипса глубиной 27 мм и в виде круга глубиной 26 мм. Попавшими в карман воздухопритока осколками была поцарапана вертикальная перегородка отсека и помяты охлаждающие ребра радиатора.

    Два попадания в правый борт корпуса по закруглениям заднего листа брони сделали вмятину глубиной в 10 мм и незначительную царапину на броне. Одно попадание у основания кронштейна правого заднего поддерживающего катка создало незначительное углубление в броне и помяло основание кронштейна. Снаряд, попавший в левый четвертый опорный каток, сбил ребро жесткости и повредил обуртовку диска колеса, а снаряд, попавший в гребень трака гусеницы, сбил его наварную часть. Попадания в танк не повлияли на нормальную paбoтy экипажа: звук от удара снарядов по броне был сравним с ударом кувалды. Таковы были результаты боевого применения танка Т-100.По результатам испытаний государственной комиссией было принято решение о нецелесообразности принятия танка на вооружение, так как уже был изготовлен и принят на вооружение танк КВ с более мощным бронированием и лучшими тактико-техническими характеристиками. Коллектив завода N 185 пытался оспорить это решение. В особом мнении завода было отмечено, что, по сравнению с однобашенным танком КВ, Т-100 является машиной другого класса.

    Кроме того, на танк вместо 76,2-мм пушки может быть установлена 152,4-мм гаубица при сохранении 45-мм пушки (вариант танка Т-100Y). Удельная мощность и проходимость Т-100 выше, чем у танка КВ. Однако решение комиссии осталось неизменным.После окончания боевых действий и устранения боевых повреждений танк Т-100 был отправлен в Киевский особый военный округ, откуда на основании распоряжения N Э-4/0616 от 2 августа 1940 г. он был отправлен на полигон в Кубинку, где и находился до начала Великой Отечественной войны. При приближении немцев к Кубинке машина была эвакуирована на Челябинский тракторный завод. В отличие от других опытных машин, она не была отправлена в переплавку, а оставлена для изучения особенностей конструкции и использования при новом проектировании. Дальнейшая судьба Т-100 неизвестна.Что же представлял собой тяжелый танк прорыва Т-100 (заводской номер350610)? Компоновочная схема танка отличалась от классической размещением вооружения в двух конических башнях, расположенных одна за другой по продольной оси корпуса. Задняя главная башня кругового вращения была установлена на высокой подбашенной коробке. В носовой части в отделении управления по оси машины располагался механик- водитель, справа от него — радист. Боевое отделение находилось в средней части корпуса и включало боевые отделения двух башен. В боевом отделении малой башни располагались наводчик (командир башни) и заряжающий, в боевом отделении большой башни — командир танка, наводчик и заряжающий. Кроме того, было предусмотрено место для техника.В качестве основного вооружения использовались 76,2-мм пушка Л-11 (Л-10), установленная в главной башне с углами вертикального наведения от минус 5,5 до плюс 26°, а в малой башне 45-мм танковая пушка обр. 1934 г. с углом обстрела в горизонтальной плоскости 256° и углами вертикального наведения от минус 4,5 до плюс 26°.

    Механизмы поворота башен имели электромеханические и ручные приводы.В качестве дополнительного вооружения танк имел два пулемета ДТ, спаренных с пушками, и один зенитный пулемет ДТ с вертикальны ми углами наведения от минус 12 до плюс 77°, установленный в башенке кругового вращения, размещенной на крыше главной башни над местом командира танка. Для поворота башенки использовался специальный механизм, в маховичке ручного привода которого была установлена кнопка электроспуска пулемета. Боекомплект танка состоял из 120 выстрелов для 76,2-мм пушки, 393 выстрелов для 45-мм пушки, размещенных в специальных металлических кассетах по три выстрела и 4284 патронов, уложенных в 68 пулеметных дисков для пулеметов ДТ.Танковая пушка Л-11 производства Кировского завода, установленная позднее, отличалась от Л-10 длиной нарезной части (23,5 калибров вместо 17 у Л-10), а следовательно, большей начальной скоростью бронебойного снаряда (612 м/с вместо 555 м/с) и большей бронепробиваемостью (63 мм на дальности 1500 м при угле встречи 90°). Клиновой затвор с ударным механизмом с самовзводом был заменен на затвор по типу пушки обр. 1927 г. Был добавлен механизм выключения полуавтоматики и изменены подъемный механизм и механизмы ручного и ножного спусков. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, а наибольшая — 12 000 м. Практическая скорострельность составляла 6 — 7 выстрелов в минуту.Для ведения прицельной стрельбы и наблюдения за полем боя экипажем машины использовались панорамные и телескопические прицелы: для 45-мм пушки — ПТКУ и ТОП, для 76,2-мм пушки — ПТК, ПТ-1 и ТОД, для зенитного пулемета — ТЗП. Кроме этого, в башнях и корпусе машины имелись зеркальные смотровые приборы и щели со стеклом триплекс.

    Броневая защита корпуса и двух башен была противоснарядной, равнопрочной, выполненной из броневых деталей толщиной 60 мм с рациональными углами наклона, соединенных между собой комбинированным способом — гужонами с последующей проваркой швов. Для посадки и выхода экипажа имелись люки — по одному в каждой башне и в носовой части корпуса справа по ходу машины. Кроме этого, в днище танка был сделан аварийный люк. Для удобства обслуживания двигателя и агрегатов трансмиссии в полевых условиях в крыше моторно-трансмиссионного отделения и корме танка имелись специальные люки, закрытые броневыми крышками.В кормовой части корпуса устанавливались карбюраторный авиационный четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения ГАМ-34-ВТ (мощность 850 л.с., 1850 об/мин) и механическая трансмиссия. Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха или электрического стартера СТ-70 мощностью 15 л.с. Охлаждение водяных радиаторов двигателя осуществлялось с помощью осевого вентилятора с винтовыми лопастями, установленного горизонтально на коробке передач по типу среднего колесно-гусеничного танка Т-29. Воздух для охлаждения двигателя засасывался вентилятором через боковые карманы воздухопритоков, закрытых защитными сетками и расположенных в передней части моторного отделения.

    Отработанный горячий воздух выбрасывался в задней части моторного отделения на верхние ветви гусениц. В качестве топлива применялся авиационный бензин, который размещался в четырех алюминиевых топливных баках общей емкостью 1160 л. Такое количество топлива обеспечивало танку запас хода по шоссе 160 км и по проселку до 120 км.В трансмиссии применялась пятиступенчатая трехходовая коробка передач, обеспечивающая пять скоростей вперед и одну скорость назад, трехдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), многодисковые бортовые фрикционы сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами с обшивкой из ферродо и простые однорядные бортовые редукторы. Бортовые фрикционы и тормоза имели пневматические сервоприводы управления и дублирующий механический привод.Сервоуправление машины пневматического типа с замкнутым циклом работы состояло из одноступенчатого двухцилиндрового компрессора производительностью 105 л/мин (1200 об/мин), имеющего привод от коробки передач, системы следящего действия, пневматических цилиндров, радиатора, воздушных баллонов высокого и низкого давления и трубопроводов.

    С помощью сервоуправления производились повороты и торможение машины, что позволило снизить усилие на рычагах поворота до минимального — 10 кГ, а на педали главного фрикциона — до 15 кГ; однако в случае выхода из строя этой системы управление танком было затруднено из-за больших усилий на рычагах (до 80 кГ). При проведении полигонно-заводских испытаний сервоуправление педали главного фрикциона было снято из-за плохой работы привода.В ходовой части применялась индивидуальная кривошипно-балансирная подвеска с листовыми рессорами на семи опорных катках на борт и буферной рессорой на переднем катке. Элементы подвески были защищены от возможных боевых повреждений броневым экраном и опорными катками. В состав гусеничного движителя входили 18 двускатных опорных и 10 поддерживающих катков с наружной амортизацией, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса с винтовыми механизмами натяжения и мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления из штампованных траков с открытым металлическим шарниром. Натяжение гусеничных цепей производилось из отделения управления.Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 12 и 24 В (цепь стартера) обеспечивалось четырьмя стартерными аккумуляторными батареями 6СТЭ-144, соединенными последовательно, и генератором постоянного тока мощностью 2,5 — З кВт.

    Генератор устанавливался на коробке передач и приводился в действие от шестерни привода вентилятора системы охлаждения двигателя.В качестве средств связи на танке была установлена радиостанция 71-ТАК КАК-З с умформерами РУН-750 и РУН-10а. Кроме радиостанции, для внешней связи в пулеметной башенке был установлен светосигнальный прибор цветного сигнала: белый, красный и зеленый. Для внутренней связи использовалось переговорное устройство ТПУ-6.Противопожарное оборудование состояло из ручных огнетушителей с тетрахлоруглеродом.Танк Т-100 с боевой массой 58 т развивал максимальную скорость по шоссе 35,7 км/ч, по проселку до 10,3 км/ч и имел неплохие показатели проходимости. Машина могла преодолевать подъемы крутизной до 42°, рвы шириной 4 м, вертикальную стенку высотой 1,3 м, брод глубиной до 1,25 м и двигаться по косогору с углом крена до 25°.В конце 1939 г. на базе танка Т-100 были разработаны самоходная установка, танк Т-100Z с более мощным вооружением, инженерный танк. В марте 1940 г. были изготовлены в металле самоходная установка СУ-100Y, а для танка Т-100Z главная (задняя) башня с гаубицей М-10 калибра 152,4-мм. Танк Т-100Z был разработан под руководством Л.С. Троянова, ведущим инженером машины был Э.Ш. Палей.Инженерный танк на базе Т-100 разрабатывался для выполнения задач по наведению мостов, перевозке людей и подвоза взрывчатых веществ в специальных ящиках. В последующем предполагалось его использовать как базу для создания самоходно-артиллерийских установок.

    Опытный образец машины не был закончен, а его изготовленное шасси было использовано при постройке самоходно-артиллерийской установки СУ-100Y.По результатам анализа боевых действий в войне с Финляндией и применения новых тяжелых танков, весной 1940 г. конструкторским бюро завода N 185 на базе танка Т-100 был разработан проект нового тяжелого танка — изделие 103 (ведущий инженер проекта — Шуфрин). Машина предназначалась для подавления наземных огневых точек и борьбы с флотом противника. Был изготовлен деревянный макет этой машины, но дальнейшая работа над ней была признана нецелесообразной и прекращена ввиду того что танк Т-100 не был принят на вооружение, а также из-за отсутствия базового шасси.

    Фото

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Масса 58 т
    Экипаж 7 (8) чел
    Размеры: полная длина корпуса 8495 мм
    ширина 3400 мм
    высота 3430 мм
    клиренс 525 мм
    Вооружение: пушки Л-10 (Л-11), 76,2-мм обр. 1934-1938 гг.
    45-мм обр. 1934 г.
    пулеметы ДТ 7,62-мм
    Боекомплект: 76,2-мм снарядов 20 шт.
    45-мм снарядов 393 шт.
    патронов к ДТ 4284 шт.
    Броневая защита: лоб, борт и корма корпуса 60 мм
    башни 60 мм
    крыша 20 мм
    днище 20 — 30 мм
    Скорость движения: максимальная по шоссе 35,7 км/ч
    средняя по проселку 10,3 км/ч
    Преодолеваемые препятствия: подъем 42°
    спуск 42°
    крен 25°
    ров 4 м
    вертикальная стенка 1,2 — 1,3 м
    брод 1,25 м
    среднее удельное давление на грунт 0,68 кг/см2
    Запас хода: по шоссе 160 км
    по проселку 120 км
    Двигатель морской, глиссерный ГАМ-34,
    Тип: V-образный, четырехтактный, карбюраторный
    число цилиндров 12
    максимальная мощность при 1850 об/мин 850 л.с.
    емкость топливных баков 1160 л
    Средства связи: радиостанция 71-ТК-3
    переговорное устройство ТПУ-6

    Фото

    Фото

    Фото

    Фото

    Фото

    Фото

    Фото