Энциклопедия вооружений

Тяжёлый авианесущий крейсер "Новороссийск"

Тяжёлый авианесущий крейсер

ТАВКР "Новороссийск"

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3 Тихоокеанского флота СССР (ВМФ СССР) в 1978—1991 гг.

ТАВКР "Новороссийск"

История

Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в 1975 году (руководитель А. Н. Маринич), утверждён в июле 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжёлых транспортных вертолётов и базирование истребителей Як-38П.

Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 года. В 1978 года спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.

Авианесущий крейсер "Новороссийск"

15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Последний поход состоялся в мае 1991 года.

Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.

Авиагруппа на борту "Новороссийска"

Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской Гавани Хабаровского края.

В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава флота.

В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. После был списан на металл и в 1997 году был разобран окончательно в городе Пхохан, Южная Корея.

Тяжёлый авианесущий крейсер "Новороссийск"

Описание

Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.

Как и у других моделей советский тяжёлых авианесущих крейсеров, полётная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5 град.), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.

ТАВКР "Новороссийск"

Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии использоались 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.

На борту располагались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-27 и самолётов Як-38П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у крейсеров «Киев» и «Минск»). Авиатехника размещалась в ангаре под полётной палубой, там удалось расположить 24 машины. На полётную палубу их поднимали с помощью двух подъёмников: подъёмник для самолётов размещается в районе миделя, подъёмник для вертолётов позади надстройки.

Взлёт с борта авианесущего крейсера "Новороссийск"

Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.

Служба

Хотя корабль был приписан к Тихоокеанскому флоту.

-9 мая 1983 года принимал участие в параде на рейде Севастополя.
-14 мая—7 июня 1983 года в составе группы совершил переход в Североморск. Там в составе Северного флота участвовал в учениях.
-С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы осуществил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия).

Тяжёлый авианесущий крейсер "Новороссийск"


-В 1984 году принимал участие в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
-В марте-апреле 1985 года принимал участие в учениях Тихоокеанского флота около Гавайских островов.
-В 1986 году прошёл частичный ремонт в Дальзаводе, бухте Золотой рог г. Владивостока, затем в плавдоке.
-12—16 мая 1988 года нанёс визит в г. Вонсан (КНДР).
-В 1988—1990 годах был осуществлён средний ремонт на «Дальзаводе».

"Новороссийск"

ТТХ

Основные характеристики

-Водоизмещение: 31 900 т полное; 43 220 т стандартное
-Длина: 273,1 м (наибольшая), 235,8 (по КВЛ)
-Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 51,3 м (ширина полётной палубы)
-Высота: 61,6 м (от киля до клотика)
-Осадка: 9,3 м (максимальная)
-Мощность: 4 х 35 500 л. с.
-Скорость хода: 32,5 уз. (максимальная), 30,4 уз. (полного хода), 14,2 уз. (экономическая), 18,2 уз. (боевая экономическая)
-Дальность плавания: 7160 морских миль экономическим ходом
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 1607 человек, авиагруппа — 430 человек

Авианосец "Новороссийск"

Вооружение

-Артиллерия: 2 х 76,2-мм АК-726
-Зенитная артиллерия: 8 х 30-мм АК-630
-Ракетное вооружение: 4х2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»; 2 х ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет)
-Противолодочное вооружение: 1 х РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р); 2 х РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)
-Авиационная группа: 18 самолётов; 18 вертолётов

"Новороссийск"

Осадка9,3 м
Скорость хода32,5 узла
Водоизмещение43220 т
Дальность плавания7160 миль