Энциклопедия вооружений

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»

«Киев» — Краснознамённый тяжёлый авианесущий крейсер

ТАВКР

Головной корабль проекта 1143.

История

Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Первый построенный корабль СССР в этом классе (проект 1143 «Кречет»). Спуск ТАВКР Киев на воду произошёл 26 декабря 1972 года, и в тот же день на Черноморском судостроительном заводе заложили однотипный с ним второй ТАВКР — «Минск» (зав. № 102).

Авианесущий крейсер

В июле—августе 1976 г. ТАВКР Киев с пятью боевыми Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ совершил переход к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море произошли первые за пределами СССР полеты Як-З6М. На Севере в августе—декабре 1976 г. были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса «Базальт», комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Постановлением Совета Министров СССР в феврале 1977 г. ТАВКР «Киев» был принят на вооружение ВМФ.

В 1977—1982 годах Киев неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и в Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАВКР Киев, летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было осуществленно 355 полётов. В 1982—1984 гг. ТАВКР прошёл средний ремонт на Черноморском судостроительном заводе. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы Киева продолжались до конца 1991 года.

ТАВКР

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава российского флота, разоружён и продан правительству КНР. 17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка «Бинхай».

В 2011 году «Киев» полностью переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около $15 млн. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов.

Снаружи авианосец мало изменился — на палубе сохранилось вооружение, таким образом «Киев» выполняет в парке Binhai сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР и принимает гостей, как оригинальный отель.

Авианесущий крейсер

Боевая служба

Всего ТАВКР «Киев» за время эксплуатации в составе Военно-морского флота СССР выходил на 10 боевых служб и принял участие в 8 учениях.

-Первая боевая служба — с 16 июля по 10 августа 1976 года (переход к месту постоянного базирования)
-Учения «Север-77» — с 12 по 19 апреля 1977 года
-Вторая боевая служба — с 20 декабря 1977 года по 4 апреля 1978 года (Атлантика, Средиземное море)
-Учения Северного флота — 4 августа 1978 года
-Третья боевая служба — с 16 декабря 1978 года по 27 марта 1979 года (Северная Атлантика, Средиземное море)
-Учения «Разбег-79»

Авианесущий крейсер


-Четвёртая боевая служба — с 30 декабря 1979 года по 28 апреля 1980 года (Средиземное море)
-Пятая боевая служба — с 6 января по 15 марта 1981 года
-Учения Черноморского флота
-Шестая боевая служба (включая учения «Запад-81») — с 17 июля по 18 сентября 1981 года
-Учения Северного флота
-Седьмая боевая служба (включая учения «Щит-82») — с 27 июля по 30 сентября 1982 года (Атлантика, Средиземное и Балтийское моря)
-Восьмая боевая служба (включая учения «Атлантика-85») — с 20 марта по 4 июля 1985 года
-Девятая боевая служба — с 31 декабря 1985 года по 21 мая 1986 года. В 1986 году были только локальные выходы из базы для работы авиации.
-Десятая боевая служба — с 5 января по 24 июня 1987 года

Тяжёлый авианесущий крейсер

ТТХ

Основные характеристики

-Водоизмещение: 30 530 т полное; 41 370 т стандартное
-Длина: 273,1 м
-Ширина: 31,0 м (по КВЛ); 49,2 м (ширина полётной палубы)
-Высота: примерно 24-х—этажный дом (от уровня ватерлинии до космической антенны)
-Осадка: 8,95 м
-Мощность: 182 500 л. с. (134 225 кВт)
-Движитель: 4
-Скорость хода: 32 узла (59,3 км/ч)

ТАВКР

Вооружение

-Ракетное вооружение: 4 х 2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»
-Авиационная группа: авиаэскадрилья: 12 самолётов(с вертикальным взлётом и посадкой), 12 вертолётов

Осадка8,95 м
Скорость хода32 узла
Водоизмещение41370 т