Проект авианесущих противолодочных крейсеров, который проектировался как продолжение серии кораблей проекта 1123 «Кондор».
Ещё до начала Великой Отечественной войны, в Советском Союзе начались работы по созданию собственного полноценного авианосца водоизмещением до 35 000 т, но до постройки дело так и не дошло. После войны адмиралу флота Николаю Кузнецову удалось включить в планы по проектированию кораблей на 10 лет авианосцы, но проекты авианосцев так и не появились. К концу 60-х годов XX века, в СССР уже были два противолодочных крейсера проекта 1123 «Кондор». В это же время, после показа правительству прототипа Як-36, благодаря стараниям Дмитрия Устинова, началось проектирование нового противолодочного корабля с авиационным вооружением. В итоге появилось постановление правительства от 2 сентября 1968 года № 685—251 о прекращении строительства на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве крейсера проекта 1123.3, и о начале строительства противолодочного крейсера проекта 1143 «Кречет» с авиационным вооружением. В задачи новых кораблей должны были входить:
-противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
-обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
-поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
-обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
-обеспечение высадки морского десанта.
По инициативе Невского ПКБ началась разработка нескольких вариантов корабля. Из предложенных вариантов был выбран проект, максимально совместимый с кораблями прошлого проекта 1123, его утвердили 30 апреля 1970 года.
Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были расположены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м х 22,5 м х 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА применялись два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась летной и была полностью занята вооружением. Взлетно-посадочные операции производились только с угловой палубы.
В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» расположили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля размещение 30-мм ЗАК АК-630 выполнили круговым. Ударным целям ПРК служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.
На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация. Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса "Салгир-1143" являлась навигационная цифровая вычислительная система — НЦВС "Стрельна-1". Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина — ЦВМ "Азов". Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения производилась в Казани. Алгоритмы навигационных задач созданы в НИИ-9 г.Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы созданы и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов "Маяк", двух гироазимутгоризонтов ГАГ "Минута" и системы вычисления курса "Сумгаит". ГК и ГАГ собирались в Свердловске, "Сумгаит" в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом "Катех-С". Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки "Самара". Для приёма информации от радионавигационных систем "Маршрут", "Брас". "Декка", "РСДН-3", Лоран-А, Лоран-С имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, "Пирс-1", КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем собирали в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров применялся радиооптический секстан "Нарва", который собирался в Ленинграде предприятием "Электроприбор" совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы — АОП "Сулак" — производит БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей применяется информация от двухантенной навигационной РЛС "Вайгач", которую выпускали в Ростове -на-Дону.
Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были размещены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.
Всего было построено четыре корабля подобного типа:
Заложен в 1970 году.
Заложен в 1972 году.
Заложен в 1975 году.
Заложен в 1978 году.
Также в состав проекта 1143 входят три корабля, фактически являющиеся дальнейшей его эволюцией. Главным их отличием является возможность взлётов и посадок самолётов традиционной схемы. Для этого крейсера имели значительно увеличенную полётную палубу (за счёт освобождения её от ракетно-артиллерийского вооружения) и трамплин для взлёта самолётов. Кроме того, проект «Ульяновск» отличался от предшественников наличием ядерной силовой установки и паровых катапульт.
Заложен в 1981 году.
Заложен в 1985 году.
Заложен в 1988 году.
ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после распада СССР.
Авианесущие крейсера проекта 1143 были первыми в советском флоте кораблями, способными оперировать летательными аппаратами с неподвижным крылом. Они представляли собой значительный шаг вперёд по сравнению с предшествующими противолодочными крейсерами-вертолетоносцами проекта 1123.
Тем не менее, крейсера проекта 1143 трудно считать полностью удачными. При значительных размерах кораблей (до 45000 тонн полного водоизмещения), их авиационные возможности были весьма ограничены. Составлявший основу авиагруппы штурмовик СВВП Як-38, в отличие от близкого по летным характеристикам английского Hawker Siddeley Harrier, не имел бортовой РЛС. Из-за этого Як-38 был практически не способен к участию в воздушном бою, исключая ситуации сближения на дистанцию визуального обнаружения. Кроме того, гамма бортового ракетного вооружения Як-38 была представлена лишь сравнительно недальнобойными ракетами, что делало его применение против кораблей или береговых объектов с мощной ПВО весьма опасным занятием. В определенной степени, слабость ударной авиации крейсера проекта 1143 компенсировалась его мощным арсеналом противокорабельных ракет, но компенсировать неспособность Як-38 вести воздушный бой оказалось невозможно.
В итоге, реальная боевая мощь авиагруппы крейсера проекта 1143 практически не превышала боевых возможностей авиагруппы гораздо меньшего британского легкого авианосца типа «Инвинсибл» и значительно уступала возможностям авиагруппы сравнимых по размерам французских авианосцев типа «Клемансо». Предполагаемые сверхзвуковые СВВП Як-141 для замены Як-38 на палубах крейсеров проекта 1143 так и не были доведены в связи с развалом Советского Союза.
-Водоизмещение: 31 900 т (стандартное); 37 000 т (полное)
-Длина: 273 м
-Ширина: по ватерлинии — 31 м; полётной палубы — 51 м
-Осадка: 8 м (при стандартном водоизмещении)
-Двигатели: котло-турбинная установка, 4 вала
-Мощность: 180 000 л. с. (суммарная)
-Движитель: 4
-Скорость хода: 30 узлов (максимальная)
-Автономность плавания: 45 суток
-Экипаж: до 1300
-Авиационная группа: 36 самолётов Як-38; вертолёты Ка-25, Ка-27
Осадка | 8 м |
Скорость хода | 30 узлов |
Водоизмещение | 37000 т |