Советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев), продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода осуществилась закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разделили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка происходила из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера происходила и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были применены в октябре 1981 года — с их помощью на крейсер была смонтирована собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны применяли для установки блоков спонсона. Спуск корабля на воду произошёл 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были закончены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).
Ходовые испытания ТАВКР «Баку» стартовали 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был поставлен обтекатель, помимо этого на корабле было установлено устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля стартовали государственные испытания ТАВКР «Баку», во время которых, в частности, были осуществлены стрельбы главного ударного комплекса (применялись макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (с помощью короткого разбега). 11 декабря по итогам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.
27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была полностью укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. Во время боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.
В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать. За 1991 год палубными вертолётами было осуществлено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября произошла авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.
3 февраля 1992 года, после пожара в кормовом МКО, ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля Военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. 1 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.
В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27.Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма проведённых работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.
В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск с целью прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.
В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:
«Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.»
3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. произошла торжественная передача авианосца ВМС Индии.
3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переделывания корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске.
В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль в серии «Вооружённые Силы Российской Федерации», посвященная кораблю.
-Водоизмещение: 45 390 т наибольшее; 44 490 т полное; 38 970 т нормальное; 33 440 т стандартное
-Длина: 242,86 м по ватерлинии; 273,08 м наибольшая
-Ширина: 31,0 м по ватерлинии; 52,9 м наибольшая
-Высота: 60,30 м габаритная; Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу; 21,63 м на миделе; 21,61 м в корме
-Осадка: Средняя (от ОП):
-при нормальном водоизмещении 8,47 м
-при полном водоизмещении 9,42 м
-Наибольшая: 11,52 м
-Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
-Двигатели: Котлотурбинная, четырёхвальная; 4 ГТЗА ТВ-12-3; 8 котлов КВН 98/64
-Мощность: Паротурбины: 4 х 45 000 л.с.; Турбогенераторы: 6 х 1500 кВт; Дизель-генераторы: 4 х 1500 кВт
-Движитель: 4, четырёхлопастные
-Скорость хода: 14,05 узла экономического хода; 18,32 узла боевого экономического хода; 29 узлов полного хода; 32,5 узла максимального хода
-Дальность плавания: При скорости 18 узлов — 7590 миль
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж По штату: 1615 человек; Со штабом: 1665 человек; Авиагруппа: 430 человек
-Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 х РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 х РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1» ((семейство советских и российских трёхкоординатных радиолокационных станций корабельного базирования с облегчённым нестабилизированным антенным постом и системой электронной стабилизации лучей); 2 х РЛС МР-360 «Подкат»; 3 х РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 х «Резистор-К4» 2 х «Газон»
-Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434»
-Комплекс связи «Буран»
-ГАК «Полином» (советская корабельная подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания)
-Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
-Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
-Артиллерия: 2 х 1 АК-100 (600 снарядов)
-Зенитная артиллерия: 8 х 6 АК-630 (48 000 снарядов)
-Ракетное вооружение: 6 х 2 ПУ ПКРК «Базальт»; 4 х 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-Противолодочное вооружение: 2 х 10 РБУ-12000 (60 бомб)
-Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов
-По проекту: 14 х СВВП Як-41М; 6 х СВВП Як-38М; 10 х Ка-27ПЛ; 2 х Ка-27ПС; 4 х Ка-27РЛД
Осадка | 9,42 м |
Скорость хода | 32,5 узла |
Водоизмещение | 44490 т |