Энциклопедия вооружений

Айкибудо

Айкибудо

Айкибудо или айкибудо дзюдзюцу

Современное комплексное боевое искусство, созданное Аланом Флоке (фр. Alain Floquet) в 1980 году во Франции на базе трёх японских школ: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (сокращённо — Катори Синто Рю).

Алан

Айкибудо, как и его исходные компоненты, относят к «жёстким» школам. Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности.

Во Франции Айкибудо эффективно применяется в армии и полиции. Главный зал, где проходят занятия Алана Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (фр. Association Sportive de la Police de Paris, ASPP)

Этимология

Название состоит из четырёх иероглифов, имеющих следующие значения:

Ай

Иероглиф

«гармония, объединение, любовь, сострадание»;


Ки

Иерголиф

«жизненная энергия, дух, сила»;

Бу

Иероглиф

«мужество, храбрость, воинственность»;


До

Иероглиф

«путь, дорога, идти».


Чаще всего Айкибудо переводят как: «Путь гармоничного объединения воинского духа и жизненной энергии», «Идти воинским путём в гармонии с жизненной энергией», «Взращивание жизненной энергии путём объединения сострадания и воинственности», «Дух любви на пути воина» или «Дух сострадания на пути воина».

История

Элемент

Айкибудо было основано на базе трёх школ боевых искусств: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Стиль Дайто-рю был создан в XI веке мастером Минамото-но Ёсимицу, выдающимся японским военачальником. К концу своей жизни он был назначен губернатором провинции Каи, где один из его потомков основал знаменитую семью Такэда, которая активно создавала различные боевые приёмы. Самым известным её представителем стал знаменитый полководец Такэда Сингэн.

Портрет

К концу XIX века (последние годы периода Эдо) закончилась эпоха кровопролитных войн между кланами. Вместе с этим начался процесс разоружения самураев. Тогда господин Сайго Таномо (1830 — 1903), каннуси (человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища) и самурай, решил обучать своим техникам лиц, не являющихся членами его клана. Одним из них стал Такэда Сокаку, который вернувшись в провинцию Айдзу обучался техникам айки-дзюцу у мастера Таномо. В 1898 году он формализовал всё боевое наследие и назвал его Дайто Рю Дзюдзюцу, позже переименованное в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, и, благодаря своему выдающемуся мастерству, широко прославил его.

Сокаку

С 1920 по 1931 год Такэда Сокаку обучал своему искусству Морихэя Уэсиба, который к 1942 году на основе своих знаний в Дайто-рю Айки-дзюцу, дзюдзюцу и кэн-дзюцу создаёт новое боевое искусство — Айкидо. В 1931 году на обучение к Морихэю Уэсибе приезжает Минору Мотидзуки, впоследствии сыгравший огромную роль в популяризации айкидо во Франции. В 1951 году он был отослан в Европу с официальной культурной миссией. В течение двух с половиной лет он знакомил европейцев с искусством своего учителя и своими наработками, называя это «Айкидо Дзюдзюцу», тем самым способствуя развитию крупнейшего сообщества айкидо за пределами Японии. Среди его студентов был молодой французский дзюдоист Джим Алшейк (фр. Jim Alcheik), который в 1954 году отправился в след за своим учителем в страну восходящего солнца и продолжил своё обучение в додзё Ёсэйкан.

Техника

В 1958 году вернувшийся из Японии Джим Алшейк по просьбе Минору Мотидзуки официально показал во Франции Айкидо Ёсэйкан и основал Французскую Федерацию Айкидо, Тайдзюцу и Кэндо (англ. French Federation of Aikido, Taijutsu and Kendo, FFATK). Одним из его помощников становится Алан Флоке (1938 года рождения). В 1962 году во время войны за независимость Алжира Джим Алшейк погибает. Чтобы обеспечить будущее айкидо дзюдзюцу во Франции Алан Флоке связывается с Минору Мотидзуки, который присылает в Париж своего сына Хироо. На протяжении двух лет Хироо Мотидзуки обучает Флоке. В 1966 году Алан был назначен техническим директором школы Айкидо Ёсэйкан во Франции. В 1973 году он создаёт C.E.R.A. (фр. Centre International de lAikibudo, «Международный центр айкибудо»).

Минору

Хироо

В 1978 году мастер Минору Мотидзуки присвоил Алану 7-ой дан и титул Кёси тем самым признав его значительные заслуги.

В 1980 году Алан Флоке возобновляет отношения с базовой школой и с наследником Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такэда Токимунэ, сыном Такэда Сокаку. На базе своих знаний, своего стиля преподавания и практики в таких стилях, как Ёсэйкан айкидо, Катори Синто-рю и Айки-дзюдзюцу, Алан, заручившись полной поддержкой мастера Мотидзцуки, принимает решение создать свою собственную школу и называет её «Айкибудо».

3 июля 1983 году айкибудо объединяется с айкидо чтобы в качестве совместной дисциплины образовать Французскую Федерацию Айкидо, Айкибудо и Аналогов. С тех пор благодаря усилиям мастера Алана Флоке это искусство продолжает развивается во всем мире.

Айкибудо

Философия

Айкибудо — это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств. Философия этой боевой системы, если исходить из названия, представляет собой поиск смысла бытия методом самосовершенствования и познания на основе постижения боевого искусства. Как и во многих других школах боевых искусств в Айкибудо применятся принцип Айки — объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

Бросок

В Айкибудо есть много движений, направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность.

Уважение к целостности партнёра является главным принципом в искусстве Айкибудо.

И нападающий и обороняющийся именуются «партнёрами», а не «противниками». Во время отработки техник участники (нападающий — тори, обороняющийся — укэ) постоянно меняются ролями, благодаря чему на занятиях нет такого понятия как победитель и побеждённый, и, соответственно, нет конкуренции. Тем не менее, в Айкибудо присутствуют рандори (классические спарринги), которые позволяют проводить свободные спарринги для отработки техник, проверки навыков и наработки боевых рефлексов.

Айкибудо

Пояса и ранги

В зависимости от квалификации айкибудоки, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.

Всего в Айкибудо есть 6 кю: самый младший уровень — 6-й кю, самый старший — 1-й кю.

Техника

В основном применяются пояса (obi) белого и чёрного цветов, но могут иметься и различия в зависимости от страны и федерации айкибудо. Ношение чёрного пояса и хакамы позволяется только обладателям 1-ого дана и выше.

Повышение ранга возможно при помощи сдачи специализированных тестов. Существует программа необходимых технических навыков для каждой из степеней, утвержденная Международной Федераций Айкибудо. Некоторые клубы добавляют к стандартным требованиям собственные дисциплины. Новая степень присваивается аттестационной комиссией, проводящей экзамен. Ученики, получившие чёрный пояс, именуются юданся.

Техника

Базовая техника айкибудо включает в себя следующие разделы:

Этикет и приветствия

Как и у любой другой школе восточных боевых искусств у айкибудо есть свой набор правил и этикета. Каждое занятие начинается со следующих этапов:

Сэйза

Сэйза

Положение сидя на пятках, команда «садитесь»;

Сёмэн ни рэй

Сёмен

Поклон в направлении сомэн (передняя часть додзё, где установлен портрет основателя школы);

Сэнсей ни рэй

Сэнсей

Поклон сэнсею;

Отагай ни рэй

Поклон друг другу;

Кирицу

Команда «подъём».

Ходзё ундо

Ходзё ундо — различные тренировочные упражнения. В этих упражнениях отрабатывается правильная работа корпусом с целью обыгрывать усилие партнёра за счет правильного и своевременного выполнения движений корпусом, не применяя при этом физической силы. Включает в себя следующие элементы:

Нигири Каэси

Основано на движении освобождения от захвата запястья двумя руками (Риотэ Иппо Дори) с последующим аналогичным захватом руки партнёра;

Риотэ

Нэдзи Каэси

Включает освобождение от замка локтя прямой руки и переход к аналогичному замку руки партнёра поочередно в повторном режиме;

Оси Каэси

Освобождение от сильного захвата Риотэ Дори (захват обоих запястий) за счет мощного толчка в сторону партнёра, сопровождаемого выбросом энергии без перехвата или с перехватом его рук;

Цуппари

Блокирование мощного толчка на уровне груди за счет встречного движения;

Синоги

Отведение прямого удара кулаком в лицо одноименной рукой с последующей атакой той же рукой.

Тай сабаки

Тай сабаки («управление телом») — перемещения корпуса. Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнёром (входы выведения из равновесия). В одиночных перемещениях главным образом отрабатывается чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении. В работе с партнёром необходимо учиться, с помощью правильного и своевременного перемещения корпуса, выигрывать у партнёра центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.

Айкибудо

Комплекс Тай Сабаки в Айкибудо выглядит следующим образом:

Нагаси

Смещение подворотом в сторону под 45 градусов к линии атаки оппонента;

Ирими

Ирими

Смещение в сторону-вперед под 45 градусов в параллель к линии атаки оппонента;

О-ирими

Вход с разворотом, в параллель к линии атаки оппонента;

Хираки

Смещение шагом в сторону;

Хики

Смещение назад от оппонента.

Укэми

Укэми — самостраховочные техники. С самого первого занятия, начинающих айкибудок обучают правильному падению, прежде чем перейти к изучению бросковых техник. Базовые виды укэми, изучаемых в айкибудо:

Маэ укеми

Маэ

Кувырок вперед;

Усиро Укэми

Усиро

Кувырок назад;

Ёко Укэми

Ёко

Ёко

Падение, или кувырок, в бок.

Ударная техника

Ударная техника в айкибудо изучается как отдельными техниками ударов руками и ногами, так и в форме ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников). Удары могут наноситься в различные части тела, поэтому для определения направления применяются следующие термины:

Дзёдан

Удар

Верхний уровень (верхняя часть тела, лицо);


Тюдан

Айкибудо

Средний уровень (обычно область живота);


Гэдан

Нижний уровень (обычно уровень бёдер).

Цуки ваза

Цуки ваза – ударная техника руками. Включает в себя:

Тёку цуки

Тёку

Прямой удар рукой;

Коси цуки

Прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки с ярко выраженным движением бёдер;

Хики цуки

Тычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону;

Дзюн ути

Обратный рубящий удар кулаком;

Хинэри ути

Удар локтем со скручиванием сустава;

Гяку цуки

Обратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону;

Омотэ ёко мэн ути

Ёко

Боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, т.е. изнутри;

Ура ёко мэн ути

Обратный боковой рубящий удар.

Гэри ваза

Гэри ваза — ударная техника ногами. При выполнении ударов ногами необходимо уделять огромное внимание положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно тренироваться вкладывать массу тела в удар.

Маэ Гэри

Маэ

Маэ

Прямой удар ногой;

Маваси гэри

Маваси

Круговой удар ногой;

Ура маваси гэри

Ура

Обратный круговой удар ногой;

Ёко гэри

Ёко

Боковой удар ногой;

Усиро гэри

Усиро

Удар ногой назад;

Хицуи гэри

Удар коленом;

Хидза гэри

Удар коленом в голову после захвата.

Ката

Техника

В айкибудо существует 3-и ударных ката:

Цуки ути но ката

Комплекс ударных техник руками;

Хаппокэн ката

Комплекс ударных техник руками в восьми направлениях (happо — «восемь»);

Гэри гохо но ката

Комплекс ударных техник ногами в пяти направлениях (goho — «пять направлений»).

Техника

Тэ ходоки

Тэ ходоки — освобождение от захватов. В айкибудо изучаются следующие техники захватов:

Дзюнтэ дори

Захват запястья снаружи разноименной рукой;

Досокутэ дори

Захват запястья изнутри одноименной рукой;

Гякутэ дори

Захват запястья изнутри разноименной рукой;

Рётэ дори

Рёто

Рёто

Рёто

Захват обоих запястий снаружи;

Рётэ иппо дори

Захват запястья двумя руками;

Содэ дори

Содэ

Освобождение

Захват рукава выше локтя;

Риосодэ дори

Захват двумя руками за рукава у локтевого сгиба;

Маэ эри дори

Захват за отворот куртки;

Муна дори

Защита

Захват двух отворотов куртки одной рукой;

Усира риотэ дори

Усиро

Захват обеих рук снаружи (руки близко);

Усиро уватэ дори

Усиро

Обхват поверх рук;

Усиро ситатэ дори

Обхват под руками;

Усира эри дори

Усира

Захват воротника одной рукой;

Усира кататэ дори эри симэ

Усира

Удушающий захват с одновременным замком локтя вытянутой руки.

Кихон Осаэ Ваза

Кихон осае ваза — базовая техника контроля и удержания. В данном разделе собраны базовые принципы удержаний оппонента. Кихон осае ваза представляет собой комплекс из 6 базовых техник, предназначенных для опрокидывания противника на пол и его обездвиживания при помощи захвата сустава, выполняемых поочередно в форме парного ката.

Усиро Хидзи Кудаки

«Разбивание локтя», выворачивание локтевого сустава;

Робусэ

Излом

Излом локтя;

Котэ Кудаки

Котэ

Излом

Излом запястий;

Юки Тигаэ

«Пересечь, не встречаясь», излом предплечья;

Сихо Нагэ

Сихо

Излом запястий в четырёх направлениях;

Мукаэ Даоси

Бросок назад с разворотом головы противника в свою сторону.

Кихон наге ваза

Кихон наге ваза — комплекс из 7 техник базовых бросков, выполняемых партнёрами по очереди с одной и с другой руки строго по линии в форме ката:

Мукаэ Даоси

«Бросок со встречным входом», т.е. назад с разворотом головы противника в свою сторону;

Сихо Нагэ

Сихо

Бросок загибом руки противника назад с воздействием одновременно на плечевой, локтевой суставы и кисть;

Юки Тигаэ

Бросок при помощи излома предплечья;

Котэ Гаэси

Котэ

Бросок переворотом с использованием кисти;

Тэмбин Нагэ

Бросок болевым воздействием на локоть;

Хати Маваси

Бросок назад при помощи разворота головы противника по отношению к его телу;

Коси Нагэ

Коси

Бросок через бедро.

Ва но сэйсин

Ва но сэйсин («божественная энергия») подразумевает идеальное взаимодействие партнёров. Здесь отрабатывается чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует огромного внимания обоих партнёров при отработки движения.

Рандори

Техника

Рандори — свободный поединок, спарринг. В разделе рандори отрабатывается свободное владение техниками Айкибудо в различных ситуациях против одного или нескольких партнёров как невооруженных, так и с оружием.

По количеству партнёров:

Дзю но Рандори

Айкибудо

«Мягкое рандори», один против одного;

Футари но Рандори

Работа

Один против двоих;

Таниндзу но Рандори

Таниндзу

Один против нескольких.

По техническому исполнению:

Буки Дори Рандори и Эмоно Дори Рандори

Рандори против вооружённых партнёров;

Дзию но Раднори

Техника

Рандори в свободном стиле;

Футари Дори Рандори

Семинар

Рандори от двойного захвата (одновременный захват двумя оппонентами);

Го но Рандори

Рандори

Рандори после состоявшейся атаки;

Иппон Дори Рандори

Рандори один против одного оппонента (от хватов);

Какари Рандори

Один партнёр атакует непрерывно, другой обороняется.

Айкибудо

Оружие

Программа айкибудо включает в себя обучение работе с разичными видами оружия, собранным под термином кобудо. Большинство из них является наследием школы Катори Синто Рю.

Практика айкибудо включает в себя работу со следующими видами оружия:

-Длинный меч (боккэн, катана, иайто);

Боккэн

Айкибудо


-Короткий меч (кодати, вакидзаси, бо-кодати);
-Соместное применение двух мечей (ryoto);
-Палка (бо, тонфа);
-Кинжал (танто);
-Копьё (яри);
-Алебарда (нагината).

Техника

Это интересно

В книге Алана Флоке «Айкибудо», данное название применяется не только как обозначение школы, но и очень узко — как название одноимённого раздела. Встречается также и широкое использование в качестве синонима слова Айки-дзюцу, то есть по отношению также и к школе Дайто-рю, но не по отношению к школам айкидо (с пояснением, что хотя словом айкибудо, во Франции нередко называют также и айкидо, подобное применение термина является неправильным).

АйКиБуДо