Энциклопедия вооружений

Торпедоносец-разведчик Arado Ar 95

Торпедоносец-разведчик Arado Ar 95
Экипаж2 чел
Максимальная скорость274 км/ч
Практическая дальность1090 км
Практический потолок7300 м

Арадо 95

Ar 95

Немецкий одномоторный двухместный гидроплан торпедоносец-разведчик, биплан, созданный в 1937 году в Третьем рейхе. Также данная модель применялась для патрулирования акватории в ходе сражений немецкой армии на Восточном фронте.

История

К весне 1935 года конструкторский отдел главного управления Кригсмарине создал рабочий проект авианосца. В то же время «Arado Flugzeugwerke» поручили начать работу над палубным торпедоносцем-бомбардировщиком и разведчиком, в результате чего и был создан биплан Ar 95.

Ar 95

Первый прототип Ar 95 VI (D-OLUO) осуществил первый полет осенью 1936 года. Он имел базовую для этого типа конфигурацию в виде двухместного одностоечного биплана с фюзеляжем типа монокок из легких металлических сплавов и со смещенными друг относительно друга крыльями, складывающимися к хвостовой части. Крылья имели дюралюминиевые лонжероны и нервюры, их верхние поверхности были обшиты легким металлом, нижние поверхности — полотном. Самолет оборудовали парой поплавков из легкого металла и девятицилиндровым звездообразным мотором BMW 132 мощностью 845 л. с. (630 кВт). Вскоре взлетел второй прототип Ar 95 V2 (D-OHEO), отличавшийся от своего предшественника 12-цилиндровым мотором Junkers Jumo 210 Са с жидкостным охлаждением и взлетной мощностью 600 л. с. (447 кВт). Впоследствии на Ar 95 V2 также поставили мотор BMW 132. Оба прототипа были двухместными машинами, но третий прототип, Ar 95 V3 (D-ODGY), присоединившийся к программе испытаний в начале 1937 года, был трехместным, как и вариант Ar 95 V5 (D-OHGV). Последние два самолета и стали прототипами серийного гидросамолета Ar 95А.

Arado Ar 95

Опытный самолет Ar 95 V4 получил колесное шасси с большими изящными обтекателями.

Ar 95 V4

Он стал прототипом для версии Ar 95В. Во время испытаний все пять прототипов Ar 95 показали характеристики гораздо ниже заданных. Стало ясно, что самолет Ar 95В устареет к моменту ввода в строй первого германского авианосца. Поэтому весной 1937 года была выпущена новая спецификация, в итоге чего появились Arado Ar 195 и Fieseler Fi 167. Тем временем фирма «Arado Flugzeugwerke» выпустила опытную партию гидросамолетов Ar 95А-0 и стала рекламировать их за границей при поддержке Министерства авиации Германии.

Arado Ar 95

Шесть трехместных гидросамолетов Ar 95А-0 оборудовали звездообразным мотором BMW 132Dc мощностью 880 л. с. (656 кВт) и трехлопастным винтом изменяемого шага Hamilton Standard. Оборонительное вооружение — фиксированный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет MG 17 с боезапасом 500 патронов, и 7,92-мм пулемет MG 15 на подвижной установке в задней кабине с восемью дисками по 75 патронов.

Ar 95

В 1938 году все шесть предсерийных гидросамолетов Ar 95А-0 поставили легиону «Condor» в 64-ю группу в Полленса, Майорка, Испания, для разведки и борьбы с судоходством республиканцев. В апреле 1939 года её расформировали, а три самолета Ar 95А-0 передали франкистам. Они прослужили в Испании до 1948 года.

Ограниченное производство двухместной версии Ar 95А-1 стартовала в 1938 году. Чили заказала три таких гидросамолета вместе с тремя Ar 95В с колесным шасси. Этот заказ выполнили в 1939 году. Дополнительную партию машин Ar 95А-1 поставили в 1939—1940 годах Люфтваффе: восемь самолетов поступили в 3-ю эскадрилью 125-й авиагруппы морской разведки (З./SAGr 125), а две другие её эскадрильи получили Не 60 и Не 114, соответственно.

Ar 95 в море

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, бипланы Ar 95А-1 из 3-й эскадрильи 125-й группы действовали на Балтике в составе авиационного командования «Ostsee» («Балтика»), По мере развития наступления данная часть перебазировалась в Латвию и Эстонию, а в октябре 1941 года принимала участие в высадке на Моонзундских островах (острова Моон и Даго). Позднее часть ненадолго передали Финляндии. В конце 1941 года часть перевели в Констанцу, Румыния, заменив её бипланы Ar 95А-1 на летающие лодки Blohm und Voss BV 138. Впоследствии Ar 95A-1 включили в состав Специальной эскадрильи Бушманна, преобразованной позже в 127-ю авиагруппу морской разведки, все три эскадрильи которой, вооруженные гидросамолетами Не 60 и Arado, действовали в Финском заливе в составе 1-го Воздушного флота.

Пара Ar 95 патрулирует над Балтикой.

Страны-эксплуататоры самолёта

-Третий рейх:
-С 1939 года в отряде 3./SAGr. 125, действующем на Балтийском море; с ноября 1941 года — на Чёрном море. В 1942 году перевооружён самолётами BV 138
-С 1943 года в Специальной эскадрилье Бушманна (нем. Sonderstaffel Buschmann) на Балтийском море.


-Франкистская Испания - шесть Ar-95A-0 прибыли в Испанию в составе группы AS/88 легиона «Кондор». В 1939 году три самолёта переданы ВВС Испании, служили до 1948 года.


-Чили — в 1939 году получили 9 Ar 95L. Эксплуатировались до 1943 года.

Ar 95

ТТХ

Технические характеристики

-Экипаж: 2
-Длина: 11,10 м
-Размах крыла: 12,50 м
-Высота: 5,20 м
-Площадь крыла: 44,63 м2 (обоих крыльев)
-Масса пустого: 2537 кг
-Нормальная взлётная масса: 3560 кг
-Силовая установка: 1 х V-образный 8-цилиндровый воздушного охлаждения ВМW-132Dс
-Мощность двигателей: 1 х 880 л. с.

Лётные характеристики

-Максимально допустимая скорость: 300 км/ч
-Максимальная скорость: 274 км/ч (у земли)
-Крейсерская скорость: 250 км/ч
-Посадочная скорость:
-Практическая дальность: 1090 км
-Практический потолок: 7300 м
-Скороподъёмность: 1305 м/мин

Вооружение

-Бомбы: 2 или 4 кг осколочные бомбы
-Один неподвижный 7.9-мм пулемет МG-17 с 500 патронами и один 7.9-мм пулемет МG-15 с 600 патронами на подвижной установке;
-Торпеда весом 700кг или 375кг или бомба на внешней подвеске

Arado Ar 95

Экипаж2 чел
Максимальная скорость274 км/ч
Практическая дальность1090 км
Практический потолок7300 м