Энциклопедия вооружений

Масутацу Ояма

Масутацу

Масутацу Ояма (1923—1994)

Выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, основатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до самой своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Киокусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Ояма

Биография

Масутацу Ояма появился на свет 4 июня 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана (высшее сословие, и принадлежность к нему передавалась наследственно), и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того.

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое избрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «Большая гора» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» — «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера он обучался китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма отправился в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, котрые занимались по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, основателя стиля Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.

Великий

Учителя

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах довольно сложно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства и юношества, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл своим собственным путём. Иногда, утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В итоге представляется довольно трудно составить представление об истории становления Оямы как мастера. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей. Но всё же, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о нескольких наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Учитель Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ». Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиде, о котором Ояма сообщает: «Я прочел и изучил множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…». Ояма изучал каратэ Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника и подвижника знаменитого Ямагути Гогэна. Позже Ояма стал учеником уже самого Ямагути Гогэна. В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку (кумите) между Масутацу Ояма и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояма сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (Почётное звание, учрежденное в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояма Масутацу звания кёси — «наставника» — и степени 7-й дан, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна. Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, создал собственное додзё и начал пропагандировать свой собственный стиль каратэ. Он осознавал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Ояма и Ямагути был довольно острым.

Мастер

Как бы там ни было, уйдя от Ямагути, Ояма фактически разорвал все отношения с миром каратэ, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Хорошо известно, что многие представители японского каратэ и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояма за нарушение писаных и неписаных норм каратэдо — за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации каратэ в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Масутацу Ояма в самого настоящего изгоя. Правда, позже, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций каратэ в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны, на изгнание из мира каратэ Ояма, похоже, отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь в боевых искусствах, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы и с морально-этической стороны обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего каратэ в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин — «Абсолютную истину».

В 1963 году Ояма построил штаб-квартиру (Хонбу) Международной организации каратэ (IKO), которая в 1964 году получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 году небольшая команда учеников Масутацу Ояма в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай-тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав тем самым репутацию каратэ.

Основатель

Популяризатор каратэ

Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, во время которых организовывал показательные выступления с показом техники каратэ и тамэсивари (разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела, практикуемое в японских боевых искусствах (каратэ)), проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки основать одну из крупнейших организаций — Международную организацию каратэ (IKO).

М.

Тамэсивари

тамэсивари

Показательные

Ученики

Ояма воспитал огромное количество талантливых учеников, некоторые из которых создали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы стали:

-Стив Арнейл

Президент IFK, 10-й дан, первый человек прошедший хякунин-кумитэ.


-Йон Блюминг

Президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, создатель Европейской организации каратэ Кёкусинкай.


-Сигэру Ояма

Основатель Ояма-каратэ, 10-й дан Ояма-каратэ и 8-й дан Кёкусинкай.


-Хидэюки Асихара

Создатель Асихара-каратэ.


-Тадаси Накамура

Создатель стиля Сейдо-каратэ.


-Адемир да Коста

Создатель школы Сэйвакай.


-Такаси Адзума

Основатель стиля Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).


-Дольф Лундгрен

М.

Справа

Актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, мастер боевых искусств

Это интересно

-Будучи корейцем по происхождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно легендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на время покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добровольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ребром ладони стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.

Масутацу
-Согласно официальной версии, за всю свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он ребром ладони отрубил рога, а 3-х убил насмерть.
-Масутацу Ояма был категорически против того, чтобы каратэ занимались женщины. Но всё же после того, как он побывал на одном из кумитэ в котором учавствовали мастера-женщины, он поменял своё мнение на этот счёт и даже использовал фотографии женщин для иллюстрации техники в своих книгах (например, «Классическое каратэ»).

Мас