Энциклопедия вооружений

БМП M2 Брэдли

БМП M2 Брэдли
Экипаж3 чел
Десант6 чел
Максимальная скорость66 км/ч
Запас хода по шоссе480 км

БМП M2 «Брэдли» (англ. M2 Bradley)

Боевая машина пехоты США, названная в честь генерала Омара Брэдли. Создана в 1970-х годах под влиянием советской БМП-1 и германской «Marder» в качестве лучше защищённой и вооружённой альтернативы бронетранспортёрам M113. Экипаж БМП М2 состоит из трёх человек, может перевозить до шести солдат в десантном отделении. На её базе создана боевая разведывательная машина M3 «Брэдли», обозначающаяся как «боевая машина кавалерии» (англ. Cavalry Fighting Vehicle).

БМП «Брэдли» поступила на вооружение в 1981 году, всего было выпущено более 7000 машин всех вариантов. Применялась войсками США в войнах в Персидском заливе и Ираке.

M2 Bradley

История создания

Принятый на вооружение армией США в 1960 году БТР M113 предполагалось использовать лишь как средство транспортировки пехоты, а установленный на машине 12,7-мм пулемет «Браунинг» предназначался для обороны или разведки боем. Боевой опыт Вьетнамской войны выявил недостатки данной концепции. Противопартизанский характер войны делал ставку в основном на уничтожение живой силы противника и повышал требования к огневой мощи подразделений мотопехоты. Механиками боевых частей предпринимались попытки усилить огневую мощь M113 за счет установки по бокам двух дополнительных 7,62-мм пулеметов, прикрытых бронещитами. На некоторые машины устанавливались башни M100E. Модернизированные таким образом БТР получили название ACAV (Armored Cavalary Assault Vehicle). Но несмотря на все модернизации уровень огневой мощи и защищенности не соответствовал желаемому. Стала ясна необходимость создания машины для транспортировки пехоты обладающей боевыми качествами.

Работы над созданием БМП для армии США начались в 1964 году в рамках программы MICV-70 (Mechanized Infantry Combat Vehicle) и закончились лишь в 1981 принятием на вооружение М2 «Bradley». В ходе этих работ было создано несколько вариантов БМП, являвшимися как вариантами глубокой модернизации M113, так и принципиально новыми машинами. Первой попыткой являлась разработанная на базе M113 фирмой «Pacific Car and Foundry Company» машина ХМ701 (проект MICV-65). Несколько опытных образцов было собрано в 1965 году. ХМ701 имела усиленное по сравнению с M113 бронирование, амбразуры в бортах, 12,7-мм пулемет в закрытой башне. Однако она оказалась слишком перетяжелённой и на вооружение принята не была.

Следующую попытку создать БМП на базе M113 предприняла фирма «FMC» (Food Machinery and Chemical Corporation)в 1967 году. Созданная ей ХМ765 на 90 процентов состояла из деталей М113А1. Были изменены форма и размеры корпуса, лобовая и бортовая броня усилена стальными плитами, в качестве основного вооружения использовалась 20-мм автоматическая пушка М139. В 1973 году, в связи с окончанием войны во Вьетнаме, расходы на новые разработки для армии были резко сокращены и работы по проекту ХМ765 были фактически свернуты. Но время не было потрачено зря, ведь модификация ХМ765 — AIFV (Armored Infantry Fighting Vehicle) с 25-мм автоматической пушкой КВА-В02 «Oerlikon» была принята на вооружение в Нидерландах, Бельгии, Турции и Филиппинах.

Проект MICV-70 был признан слишком сложным и дорогим, после чего в 1971 году было принято решение о создании более простой и дешёвой БМП. Работы по данному проекту, получившему индекс ХМ723, были поручены фирме «FMC». Машина ХМ723 являлась по сути дальнейшим развитием XM765 с усиленным бронированием. Создание прототипа XM723 завершено в 1973 году. Боевая масса машины 19 т (пустая масса 17,69 т), экипаж 3 человека (командир, наводчик, механик-водитель), десант 9 человек, одноместная башня с 20-мм пушкой, амбразуры (по 2 с каждого борта) для ведения огня десантом из машины, место командира в корпусе машины за механиком-водителем. Требования по защите машины включали: защита кругом от огня 14,5-мм пулемета, лобовая броня — от малокалиберных 20 — 30-мм бронебойных снарядов с дистанции 300 м. Для удовлетворения столь высоких требований при ограниченной массе машины фирмой FMC Corp. в начале 1970-х годов была разработана и запатентована новая бронезащита «spaced laminate steel armor system» — разнесенная комбинированная защита с экранами из разнотвердой стали. Защита состояла из внешнего экрана из разнотвердой стали (с твердостью слоев 60/50 HRC), отстоящей от основной брони на 100—150 мм, внутреннего экрана и основной брони корпуса машины. По стойкости к заданным средствам поражения (при минимальной массе) превосходила все находившиеся в производстве на тот период материалы и конструкции брони. Отличительным признаком ХМ723 являлся откидной волноотбойный щит коробчатой конструкции — представлявший встроенный элемент разнесенной схемы защиты верхней лобовой детали корпуса.

После постройки опытных образцов и прошедших в 1976 году испытаний, армия США сформулировала список дальнейших доработок, включавший в себя установку двухместной башни с 25-мм пушкой М242 «Bushmaster» и пусковой установки ПТРК TOW (проект MICV TBAT-II), доработку бортовых амбразур, создание разведывательного варианта БМП и обеспечение плавучести машин с использованием плавсредств. В 1977 году БМП и БРМ проекта MICV TBAT-II получили новые обозначения ХМ2 и ХМ3 соответственно. Перед Конгрессом США был поставлен вопрос о необходимости разработки XM2 в связи с высокими потерями БМП-1 в арабо-израильской войне 1973 года, и предложено создание боевой машины с более высоким уровнем защищенности. Опытная партия ХМ2 и ХМ3 с боевой масой 21,3 т была готова к 1979 году, испытания проводились на Абердинском полигоне. В 1981 году машины были приняты на вооружение как М2/М3 «Bradley». Общая стоимость осуществления программы М2/М3 составила 5,6 млрд долл. США, с учетом суммарных объёмов выпуска, стоимость одной машины составляет 3,16 млн долл.

Относительно прототипа XM723 боевая масса М2 (А0) увеличена до 22,3 т, число десантников уменьшено до 7, установлена новая двухместная (командир и наводчик) башня с 25-мм пушкой (требованиями на пушку предусматривалась необходимость поражения в лобовой проекции БМП-1 (СССР) бронебойным подкалиберным снарядом типа APDS-T на дистанции 1500 м), спаренным с ней 7,62-мм пулеметом M240 и пусковой установкой ПТУР TOW с левой стороны башни для поражения основных танков на дистанциях до 3 км. Сохранены амбразуры по бортам корпуса, сохранен (и несколько повышен) уровень защиты от указанных в ТТЗ средств поражения: круговая защита от бронебойно-зажигательных пуль 14,5-мм пулемета КПВ, в переднем секторе обстрела от малокалиберных снарядов 25-мм БПС и 30 мм БТ, осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов на расстоянии 10-15 м.

M2 «Брэдли»

Модификации:

M2/M3

M2 является первоначальным вариантом БМП. M3 — боевая разведывательная машина (БРМ) на базе M2. Внешне отличается заглушенными крышками амбразурами, отсутствием смотровых блоков по правому борту и дополнительными антеннами. В штатное оснащение БРМ входят приборы ночного видения. Боекомплекты вооружения значительно увеличены: пушки до 1500 выстрелов, пулемёта до 4300 патронов, ПТРК до 10 ПТУР «TOW». Для разведки наземных движущихся целей установлена портативная радиолокационная станция (РЛС) AN/PRS-15. РЛС обнаруживает цель размером с человека на расстоянии до 1500 метров, размером с машину — до 3000 метров. Для внешней связи установлены две радиостанции AN/VRC-12 и AN/PRC-77. Изменения затронули также и компоновку десантного отделения — вместо десанта там размещены два наблюдателя, пулемёт М60, пять винтовок М16 а у левого борта расположен мотоцикл. Для компенсации возросшего веса с днища убран усиливающий стальной лист.

М2

M2A1/M3A1

Работы по модернизации M2/M3 начались практически сразу после принятия на вооружение и завершились в 1986 году созданием модификации M2A1/M3A1.
Из вооружения модернизации подверглись пушка и ПТРК. В связи с введением в боекомплект выстрела M919 APFSDS-T с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом (БОПС) и усиленным зарядом пороха, у пушки была усилена казенная часть и удлинён ствол. Пусковое устройство и устройства заряжания ПТРК были изменены для использования ПТУР BGM-71D «TOW II». Диаметр боевой части модернизированных ПТУР увеличен до 152 мм, бронепробиваемость возросла до 900 мм, что позволило поражать танки Т-72 с динамической защитой (стоит отметить что те Т-72, которые применялись иракцами против американской армии были экспортных модификаций, в связи с чем имели упрощенную защищенность и имели зачастую монолитную башню без комбинированной защиты). В боекомплект добавили дымовые гранаты M76, дымовая завеса которых непроницаема как в видимой, так и в инфракрасной части спектра.
Фильтровентиляционная установка была заменена на более совершенную с газоотделительным фильтром. Улучшен обзор из десантного отделения — в крышке верхнего люка установили два призменных смотровых блока.

В числе незначительных изменений можно отметить усовершенствование рабочего места механика-водителя — установка мягкой оббивки на кресло и защитного козырька-скобы на приборы наблюдения, изменение укладки маскировочных сетей, увеличение вместимости корзин для запасных частей и принадлежностей (ЗИП), разделение 38 л бака для воды на два по 19 л. В результате проведенных доработок боевая масса М2А1 увеличилась до 22,79 т.

В конструкцию M3A1 помимо вышеперечисленных внесли дополнительные изменения: убрали стрелковые амбразуры, одного из наблюдателей переместили в центр десантного отделения и добавили для него четыре смотровых блока в крышке верхнего люка, фильтровентиляционная установка стала обслуживать и десантное отделение.

М3А1

M2A2/M3A2

Исследования по дальнейшему улучшению M2 начались в 1986 году и были направлены на значительное повышение уровня защищённости БМП за счет более совершенной пассивной и динамической защиты применительно к действию бронебойных подкалиберных снарядов 30-мм пушки 2А42 — основного вооружения советской БМП-2, и к кумулятивным средствам ближнего боя типа РПГ-7.
Производство модификации M2A2/M3A2 началось в 1988 году. Изменения затронули, в основном, бронезащиту машины. При этом конструкция разнесенной комбинированной брони была полностью переработана. Бронирование стало выполняться по схеме «сталь — алюминий — кевлар». На лоб и борта корпуса и башни при помощи болтов установили стальные экраны толщиной 30—32 мм. В гнезда на экранах, на прокладке из ячеистого материала, устанавливаются элементы динамической защиты. Прокладки необходимы для уменьшения воздействия взрыва элемента на саму БМП. Для снижения риска поражения осколками брони членов экипажа и десантников на внутренних поверхностях корпуса и башни установили подбой из композиционного материала на основе кевлара. Усиленное бронирование обеспечивает M2A2/M3A2 защиту в передних секторах обстрела от огня 30-мм пушек в лобовой проекции.

С установленными экранами ширина машины возросла до 3610 мм. От использования боковых амбразур пришлось отказаться из-за того, что бортовые экраны полностью их перекрывали. Расположенные по бокам автоматы М231 демонтировали, а размещение десантников изменили: три человека сидят в ряд в передней части десантного отделения, два занимают места справа сзади у кормовых амбразур и один сидит сзади у левого борта. Для обеспечения нормального обзора механику-водителю в левом бортовом экране пришлось сделать вырез. Установка лобового экрана вынудила отказаться от волноотбойного щита. Возросшая масса машины и отказ от волноотбойного щита значительно ухудшили мореходные качества БМП и привели к модернизации кожуха плавучести.
Некоторые изменения были внесены в СУО: для наводчика был установлен новый комбинированный прицел с тепловизионным каналом.

Радиостанция была заменена на новую, поддерживающую стандарт SINCGARS (Single Channel Ground and Airborne Radio System). Радиостанции этого стандарта работают в диапазоне 30—88 МГц, обеспечивают одноканальную симплексную связь в режиме фиксированной настройки частоты или скачкообразного изменения частоты. Радиостанция может передавать как речь, так и данные. Передача речи осуществляется в цифровой форме со скоростью 19,2 кбит/с. Передача данных осуществляется со скоростью 16 кбит/с.

Внесённые в ходе модернизации изменения вызвали увеличение массы БМП до 27 (без ДЗ) — 30 т (с установленной ДЗ 1-го поколения), по другим данным — до 33 т и снижение подвижности машины. В связи с этим, начиная с 1986 года, стали устанавливаться двигатели с увеличенной до 600 л.с. (447 КВт) мощностью. Увеличение мощности двигателя повлекло за собой необходимость модернизации трансмиссии (HMPT-500-3EC), повышения эффективности системы охлаждения и установки усиленных торсионных валов. Запас хода по шоссе снизился до 426 км, максимальная скорость упала до 61 км/ч.
По экспертным оценкам, в результате проведенной в 1988 году модернизации машины с увеличением массы бронирования более чем на 3 т, эквивалент защиты (мм стали) лобовой проекции достиг значения 110-130 мм. В результате БМП М2А2 с передних направлений обстрела не поражается бронебойными оперенными снарядами 30-мм пушек 2А42 и 2А72 при стрельбе с дистанции 100 м.

М2А2/М3А2

M2A2 ODS/ODS-E и M3A2 ODS

Модификации ODS/ODS-E (Operation Desert Storm/Operation Desert Storm — Engineer) были созданы основываясь на боевом опыте проведенной в 1991 году военной операции против Ирака «Буря в пустыне» («Operation Desert Storm»). Изменения в основном затронули электронную начинку машины.
Важным элементом модернизации явилась установка на машину боевой информационно-управляющей системы FBCB2 (Force XXI Battle Command Brigade and Below). Система обменивается разведывательной информацией со спутниками разведки и всеми боевыми единицами оснащенными аналогичными устройствами. Основываясь на полученной информации FBCB2 воспроизводит на дисплее компьютера боевую обстановку с указанием месторасположения дружественных и вражеских сил с привязкой к рельефу местности.
На M2A2 была установлена тактическая навигационная система TACNAV (Tactical Navigation System), производства фирмы KVH Industries. Данная система служит для определения координат местоположения и параметров движения машины и позволяет интегрировать БМП в систему FBCB2. TACNAV использует инерциальную систему, в состав которой включен приемник GPS.
Лазерный дальномер был заменён на новый, безопасный для глаз ELRF (Eye-safe Laser Rangefinder), производства фирмы Fire Control Systems. Дальномер использует длину волны 1,54 мкм, работает на расстоянии до 10000 м и характеризуется точностью + - 5 м.
Также были установлены цифровая система ориентирования DCS (Digital Compass Systems), высокоточный малогабаритный приемник GPS PLGR (Precision Lightweight GPS Receiver), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, ИК-система пассивной защиты от ПТУР первого поколения и подогреватель для пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
В десантном отделении индивидуальные сиденья пехотинцев были заменены на две скамьи по три места вдоль бортов, поскольку выяснилось что такая компоновка позволяет быстрее покидать машину.
Модификация ODS-E наряду с вышеперечисленным изменениями получила приспособления для навешивания инженерного оборудования.

M2A2 ODS/ODS-E

M6 Linebacker

Модификация машины для ПВО, представляет собой M2A2 ODS, в котором ПТРК TOW заменён на четырёхтрубную пусковую установку ЗРК FIM-92 Stinger. Планируется снятие с вооружения Армии США M6 Linebacker.

M6 Linebacker

Характеристики

-Боевая масса, т: M2A1 22,8 М2А3 36,9
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 6
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6452
-Ширина корпуса, мм: 3200
-Высота, мм: 2972
-Клиренс, мм: 460
Бронирование:
-Тип брони: M2A1 комбинированная стальная и алюминиевая катаная разнесённая
-Лоб корпуса, мм/град.: 6,5+6,5 стальная + 25 алюминиевая.
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 25 алюминиевая
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 6,5+6,5 стальная + 25 алюминиевая
-Корма корпуса, мм/град.: 6,5+6,5 стальная + 25 алюминиевая
-Днище, мм: алюминиевая — алюминиевая + 10 стальная
-Крыша корпуса, мм: алюминиевая
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 25-мм M242
-Тип пушки: нарезная автоматическая
-Боекомплект пушки: 900
-Углы ВН, град.: ?9…+59
-Прицелы: дневной / пассивный ночной
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм M240
Подвижность:
-Двигатель: VTA-903T500 Производитель: Cummins Тип: дизельный с турбонаддувом и интеркулером Объём: 14800 куб.см. Максимальная мощность: 500 л.с., при 2600 об/мин Максимальный крутящий момент: 1369 Н·м, при 2400 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров: 8 Диаметр цилиндра: 140 мм Ход поршня: 121 мм Степень сжатия: 15,5 Система питания: Cummins PT Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Мощность двигателя, л. с.: 500
-Скорость по шоссе, км/ч: 66
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 7 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 480
-Удельная мощность, л. с./т: 19,9
-Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,55
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,9
-Преодолеваемый ров, м: 2,5