Тип | Палубный истребитель |
Максимальная скорость | 1041 км/ч |
Практический потолок | 9,750 км |
Боевой радиус | 544 км |
Американский палубный дозвуковой истребитель со стреловидным крылом, состоявший на вооружении ВМС США с конца 1950-х до начала 1960-х годов. Известен как первый перехватчик ВМС США, оснащённый радаром. Глубокое развитие конструкции «Демона» привело к созданию истребителя-бомбардировщика F-4 «Фантом» II. Сверхзвуковой истребитель ВВС США Макдоннелл F-101 «Вуду» (McDonnell F-101 Voodoo) сохранил некоторые конструктивные особенности «Демона».
Разработка самолёта началась в 1949 году. Конструкция «Демона» предполагала наличие у истребителя стреловидного крыла, в то время как в конструкции истребителя-конкурента Grumman F9F Panther изначально было использовано прямое крыло, и несколько позже — стреловидное. Фирма-конкурент McDonnell — компания Douglas заключила контракт на разработку проекта истребителя с дельтовидным («треугольным») крылом Douglas F4D Skyray. Douglas F4D Skyray с максимальной скоростью 722 мили в час (1162 км/ч) станет первым истребителем ВМС США, который был способен летать со сверхзвуковой скоростью в горизонтальном полете. «Демону» не удастся достичь таких показателей.
Отступая от традиции использования двух двигателей на самолётах ВМС, «Демон» будет единственным истребителем фирмы McDonnell с одним двигателем, причём под давлением командования ВМС был выбран не самый удачный вариант — двигатель J40 фирмы «Вестингауз». Этот двигатель усиленно продвигался ВМС США как двигатель для самолётов ВМС нового поколения, имевший тягу в 11000 фунтов (4,5 тонны), что было в три раза больше, чем тяга двигателей истребителя F2H Banshee. «Демон» был первым истребителем со стреловидным крылом фирмы McDonnell и одним из первых истребителей в США, оснащённым ракетным вооружением.
Военно-морской флот США очень нуждался в высокоманёвренном истребителе, способном бросить вызов советским МиГ-15 во время войны в Корее 1950—1953 годов. F3H-1N был заказан у фирмы McDonnell ещё до первого испытательного полета прототипа XF3H-1, состоявшегося 7 августа 1951 года (лётчик-испытатель Роберт Эдхольм). Двигатель истребителя — Westinghouse J40 стал большим разочарованием, показав на испытаниях только половину от ожидавшейся от него мощности; он был «капризным» и весьма ненадежным. Из 35 истребителей F3H-1N, оснащённых двигателем J40, восемь разбилось или потерпели аварии. Полёты были прекращены, и начались поиски и разработки нового двигателя. Предполагаемый разведывательный вариант «Демона» — F3H-1P так и не был построен.
Наилучшей альтернативой стал двигатель Allison J71, которым оснащался лёгкий бомбардировщик Douglas B-66 Destroyer. Последующие модификации «Демона» с этим двигателем получили обозначение F3H-2N. Эксплуатация этого двигателя привела к необходимости увеличения площади крыла и доработки фюзеляжа. Обслуживание нового двигателя стало проблематичным из-за его недостаточной мощности для самолётов такого масштаба каким был «Демон». Двигатель часто воспламенялся и часто имел проблемы с компрессором. Первый «Демон» с двигателем J71 поднялся в воздух в октябре 1954 года. Другой довольно большой проблемой стала надёжность катапультируемых кресел: первые их рассматриваемые варианты были признаны ненадёжными и в конечном итоге были заменены креслами британской фирмы Martin-Baker, которые стали вскоре стандартными катапультными креслами авиации ВМФ США; они отличались большой надёжностью на малых высотах.
Несмотря на имеющиеся проблемы, ВМС США заказали 239 самолётов F3H-2, первые из них поступили на авианосцы в марте 1956 года. До ноября 1959 года было произведено 519 «Демонов». Это был второй всепогодный перехватчик в ВМС США с радаром (радар AN/APG-51 для воздушного перехвата целей был впервые использован на F2H-4 Banshee). F3H-2 «Демон» оборудовался радаром AN/APG-51A, который впоследствии был заменён на AN/APG-51-B с настраиваемым магнетроном, затем стал использоваться улучшенный вариант AN/APG-51-C.
Стандартным вооружением F3H-2N были четыре 20-мм пушки Кольт Mk 12. В последующие годы в целях снижения веса самолёта две верхние пушки демонтировались. Поздние модификации «Демона» — F3H-2М были оснащены оборудованием для запуска ракет типа «воздух-воздух» Raytheon AAM-N-2 Sparrow, а позднее и AIM-9 Sidewinder. Самолеты F3H-2М могли нести обе ракеты — Raytheon AAM-N-2 Sparrow внутри фюзеляжа, а AIM-9 Sidewinder на внешних подвесках. Пушки не эксплуатировались в варианте ПВО авианосца, но они устанавливались и использовались в зависимости от ситуации (например, во время Карибского ракетного кризиса), а также во время атак надводных и наземных целей.
Разведывательный вариант «Демона» — F3H-2P был предложен, но никогда не был построен. «Демон» (в различных модификациях) оставался главным истребителем флота США вплоть до 1962 года, когда он был заменён F-4 Phantom II (который разрабатывался под названием «Супер Демон», и был крупнее и тяжелее версии «Демона» F3H). Сконструированный во время войны в Корее 1950—1953 годов как противовес советскому истребителю МиГ-15, «Демоны» не одержали ни одной победы в воздушных боях — ни с помощью ракетного вооружения, ни в ближнем бою с помощью пушечного вооружения; они никогда не участвовали в воздушных боях, хотя эти самолеты применялись в войне в Ливане и во время кризиса у архипелага Кемой в 1958 году.
В 1962 году вся серия истребителей «Демон» была переименована: F3H стал называться F-3, F3H-2N стал F-3C, F3H-2М — MF-3B, а F3H-2 — F-3B.
Последняя эскадрилья, оснащённая «Демонами» — VF-161 "Chargers" в сентябре 1964 года поменяла свои F-3 на F-4 Phantom II.
Благодаря отличной видимости из кабины «Демон» получил прозвище «кафедра» (англ. The Chair). Пилоты «Демонов» были известны в среде морских лётчиков как «водители „Демонов“» (Demon Drivers), а техники, обслуживающие истребители, получили прозвище «врачи „Демонов“» (Demon Doctors).
-XF3H-1
Прототип одноместного истребителя-перехватчика. Силовая установка — двигатель фирмы «Вестингауз» Westinghouse XJ40. Произведено две единицы.
-F3H-1N
Первоначальная производственная версия. Одноместный всепогодный истребитель, силовая установка — двигатель фирмы «Вестингауз» J40-WE-22. Произведено 58 единиц.
-F3H-1P
Предполагаемая версия разведчика F3H-1. Не была построена.
-F3H-2N
Всепогодный истребитель. Силовая установка — двигатель фирмы «Эллисон» Allison J71-A-2, самолёт был способен нести ракетное вооружение в виде ракет класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder. Произведено 239 единиц. В 1962 году были переименованы в F-3C.
-F3H-2M
Производная модификация от F3H-2N, с возможностью несения четырёх ракет класса воздух-воздух AIM-7 Sparrow. Построено 80 единиц. В 1962 году переименованы в MF-3B.
-F3H-2
Одноместный ударный истребитель, способный нести ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow, а так же дополнительную бомбовою нагрузку в 2730 кг. Построено 239 единиц. В 1962 переименованы в F-3B.
-F3H-2P
Предполагаемый вариант для фоторазведки. Не был построен.
-F3H-3
Предполагаемый вариант с более мощным двигателем фирмы «Дженерал электрик» General Electric J73. Не строился
-Экипаж: 1 (пилот)
-Длина: 17,97 м
-Размах крыла: 10,77 м
-Высота: 4,43 м
-Площадь крыла: 48,22 кв.м.
-Стреловидность по линии 1/4 хорд: 43 град 12
-Коэффициент удлинения крыла: 2,41
-Средняя аэродинамическая хорда: 4,72 м
-Профиль крыла: NACA 0006.77 корень крыла, NACA 0006.36 законцовки
-База шасси: 5,76 м
-Колея шасси: 4,85 м
-Масса пустого: 9656 кг
-Масса снаряжённого: 10 453 кг
-Нормальная взлётная масса: 15 984 кг (с 4хAIM-7)
-Максимальная взлётная масса: 17 690 кг
-Масса в бою: 14 127 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 4645 кг (+ 1740 кг в ПТБ)
-Объём топливных баков: 5701 л (+ 2х1067 л в ПТБ)
-Силовая установка: 1 х ТРДФ Allison J71-A-2B
-Бесфорсажная тяга: 1 х 44,48 кН (4536 кгс) (максимальная)
-нормальная: 1 х 38,70 кН (3946 кгс)
-Форсажная тяга: 1 х 64,05 кН (6532 кгс)
-Длина двигателя: 7,29 м
-Диаметр двигателя: 1 м
-Максимальная скорость:
-на высоте: М=0,97 на 10668 м
-у земли: М=0,94
-Крейсерская скорость: М=0,73
-Скорость сваливания: 174 км/ч
-Боевой радиус: 544 км
-с ПТБ: 778 км
-Практическая дальность: 1563 км
-с ПТБ: 1993 км
-Практический потолок: 9 754 м
-Скороподъёмность: 59,79 м/с
-Время набора высоты:
-6096 м за 7,19 мин
-9144 м за 16,5 мин
-Нагрузка на крыло: 331,4 кг/кв.м.
-Тяговооружённость: 0,28 / 0,41 (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
-Длина разбега: 1691 м / 739 м (на максимале / с форсажем, при нормальной взлётной массе)
-Длина пробега: 1445 м
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 7,5g
-Стрелково-пушечное: 4 х 20 мм пушка Mk.12 с 600 патр.
-Точки подвески: 6 (4 под крылом, 2 под фюзеляжем для ПТБ)
-Управляемые ракеты: 4 х AIM-7 или AIM-9