Энциклопедия вооружений

Истребитель F-16 Fighting Falcon

Истребитель F-16 Fighting Falcon
Боевой радиус1 361-1 759 км
Максимальная взлётная масса21 772 кг
Максимальная скоростьсоответствует M=2,0
Практический потолок15 240 м

F-16 «Файтинг Фалкон»

General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Атакующий сокол
F-16 — самый распространённый боевой самолёт в мире.

F-16

Американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения. Спроектирован в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1979 году.

В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года собрано свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений (состоит на вооружении 25 стран). Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет выпускаться на экспорт как минимум до середины 2017 года.

Истребитель F-16

Разработка.

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний произошёл 2 февраля того же года. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году — двухместный F-16B.

YF-16

F-16A

F-16B

Модификации F-16

-Block 1

Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация


-Block 5

Выпущено 197 самолётов


-Block 10

312 собрано до 1980


-Block 15

Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота оборудован кондиционер. Выпущенно 983 за 14 лет.


-Block 15OCU (Operational Capability Upgrade)

Block 15OCU

Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.


-Block 20

Block 20

Модернизация 150 F-16OCU


-Block 25

Block 25

19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, может работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.


-Block 30/32

Block 30/32

1985—1989 год. Собрано 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88


-Block 40/42

Block 40/42

1989—1995, для Египта выпуск возобновлен в 1999. Собрано 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120


-Block 50/52

F 15 Block 52

Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Выпускается с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних версиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Выпущено более 830.


-Block 52+

Blocr 52+

Установлен радар V9, с возможностью картографирования, оборудованы дополнительные баки на фюзеляже.


-Block 60

Block 60

Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг выупщено 80 для ОАЭ.


-QF-16

QF-16

В 2010 году ВВС США подписали контракт с Boeing стоимостью $69 млн на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс. Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4. 19 сентября 2013 г. произошёл первый полет QF-16.

Перспективные программы

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

F-16

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» способен нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали производиться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

F-16

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», которые могут поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

F-16

F-16CJ и F-16DJ

F-16CJ в модификации Block 50 были разработаны для замены устаревших противорадиолокационных самолётов F-4G Wild Weasel V, которые стояли на вооружении ВВС США на протяжении 20 лет. В отличие от прошлых «Диких Ласок» (подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами) F-16CJ является одноместным самолётом — компьютер перенимает почти всю работу второго пилота. Также существовало несколько двухместных самолётов F-16DJ, но они являются исключением из правила.

F-16CJ

С новым одноместным самолётом изменилась также тактика применения Ласок — самолёты стали применять парами, в то время как прошлые самолёты (F-100F, F-105G и F-4G) эксплуатировались в группе с простыми истребителями-бомбардировщиками (обычно F-4G применялся вместе с обычными F-4E или F-16C), которые атаковали наземные цели, после того как F-4G разделывался с РЛС.

F-16DJ

Жим вертикальный от компании-производителя силовых тренажеров

F-16CJ несут ракеты AGM-88 HARM и/или AGM-45 Shrike для уничтожения РЛС, а также AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM для защиты от истребителей противника.

F-16V

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о создании новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon — F-16V. V в индексе самолёта обозначает Viper, «гадюка». Новая версия самолёта будет оснащена радаром с активной фазированной решёткой, новым бортовым компьютером и некоторыми доработками в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.

F-16I

F-16I

F-16I — двухместный вариант модификации Block 52, созданный по специальному заказу ВВС Израиля. В сентябре 1997 года Израиль устраивает конкурс на поставку новых истребителей. В конкурсе принимают участие F-16I и F-15I. В июле 1999 года объявляется о победе F-16. 14 января 2000 года в рамках программы «Peace Marble V» был заключён первоначальный контракт на 52 машины. 19 декабря 2001 года контракт был расширен до 102 самолётов. В ВВС Израиля F-16I получил обозначение Sufa (Гроза). Первый полёт произошёл 23 декабря 2003 года. 19 февраля 2004 года начались поставки в боевые части. Приблизительная стоимость каждого самолёта — 70 миллионов долларов (на 2006 год).

F-16I Sufa

Одним из главных отличий F-16I от Block 52 является замена приблизительно 50 % бортового оборудования на израильские аналоги: так, например, противоракетная система ALE-50 Towed Decoy System была заменена на Israeli Aerial Towed Decoy. На самолёт была установлена система Autonomous Air Combat Maneuvering Instrumentation «Ehud», позволяющая имитировать реальные действия во время проведения учебных упражнений. Также самолёт получил нашлемную систему наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новую центральную бортовую ЭВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. F-16I может нести израильские ракеты класса «воздух-воздух» с тепловой системой самонаведения Rafael Python. Для увеличения дальности на самолёт монтируют съёмный конформный подвесной топливный бак производства Israel Aerospace Industries. Базовыми американскими системами являются турбореактивный двухконтурный двигатель F100-PW-229 (совместимый с F-15I) и радар APG-68(V)9.

F-16 Sufa

Страны эксплуатанты

Состоит на вооружении

-Бахрейн — 16 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Бельгия — 50 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Колумбия — 60 F-16C/D блок 50
-Венесуэла — 17 F-16A и 4 F-16B, по состоянию на 2012 год
-Греция — 115 F-16C и 41 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Дания — 43 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Египет — 156 F-16A/С и 47 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Израиль — 78 F-16A, 24 F-16B, 78 F-16C, 48 F-16D и 101 F-16I, по состоянию на 2012 год
-Индонезия — 7 F-16A, 3 F-16B и 24 F-16C, по состоянию на 2012 год. В рамках программы Peace Bima-Sena Индонезии было продано 12 F-16A/B Block 15OCU (в том числе восемь F-16A и четыре F-16B) в 1989—1990 годах. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 1992 и 1997 годах).

Истребитель Ф-16
-Иордания — 3 F-16A/B и 39 F-16AM/BM, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года в Пакистан поставлено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15.
-Нидерланды — 79 F-16AM и 11 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-Норвегия — 47 F-16AM и 10 F-16BM, по состоянию на 2012 год
-ОАЭ — 53 F-16Е и 25 F-16F, по состоянию на 2012 год
-Оман — 8 F-16C и 4 F-16D, по состоянию на 2012 год
-Пакистан — 24 F-16А, 21 F-16В, 12 F-16С Block 52 и 6 F-16D Block 52, по состоянию на 2013 год. В феврале 2014 года у Иордании куплено 12 истребителей F-16A Block 15 и один F-16B Block 15, самолёты поступили на вооружение ВВС Пакистана в марте 2014 года. 18 истребителей F-16 модернизированных до версии Block 52 проданы в 2010—2012 годах.
-Польша — 48 F-16C «блок-52M», по состоянию на 2011 год

Ф-16
-Португалия — 28 F-16AM и 6 F-16BM, по состоянию на 2012 год ВВС Португалии получили в общей сложности 45 самолётов (включая 38 F-16A и 7 F-16B). Было приобретено две партии: в рамках программы Peace Atlantis I в 1994 году поставлены 20 F-16A/B Block 15OCU и в рамках программы Peace Atlantis II в 1999 году поставлены 25 F-16A/B Block 15, ранее состоявшие на вооружении ВВС США (из них пять машин предназначались для разбора на запчасти). Самолёты, закупленные в 1999 году, постепенно проходят модернизацию до стандарта MLU. Первый модернизированный самолёт поступил в 301-ю эскадрилью в 2003 году. За время эксплуатации в лётных происшествиях потеряны две машины (в 2002 и 2008 годах). F-16 состоят на вооружении двух эскадрилий, базирующихся на авиабазе Монте-Реал — 201-й «Falcоes» и 301-й «Jaguares».
-Республика Корея — 118 F-16C и 47 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии.
-Сингапур — 32 F-16C и 43 F-16D, по состоянию на 2012 год

F16
-Ирак — Ирак заказал у США 36 самолетов на сумму $65 млн, но первоначальные поставки в 2014 году были задержаны из соображений безопасности, после того как боевики ИГИЛ захватили обширные районы Ирака. В итоге, поставка первых четырех истребителей из США в Багдад была осуществлена в июле 2015 года.
-Таиланд — 43 F-16A/ADF и 15 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Тайвань — 117 F-16A и 28 F-16В, по состоянию на 2012 год
-Турция — 195 F-16C и 42 F-16D, по состоянию на 2012 год. Выпускается по лицензии. 23 мая 2011 года ВВС Турции получили первый F-16 «блок-50» местной сборки. До декабря 2012 года турецкой компанией Turkish Aerospace Industries будет построено 50 F-16 «блок-50».
-Чили — 31 F-16A/C и 11 F-16B/D, по состоянию на 2012 год
-Марокко — 18 F-16C «блок-52» и 6 F-16D «блок-52», по состоянию на август 2012 года. F-16 ВВС Марокко оборудованы двигателями F100-PW-229 EEP (Engine Enhancement Package) компании «Пратт энд Уитни» и РЛС AN/APG-68(V)9. В 2007 году ВВС Марокко заказали 24 F-16C/D «блок-52» на общую сумму $2,4 млрд.

F 16
-США:
-ВВС США — 1018 F-16C/D, по состоянию на 2012 год
-ВМС США — 14 F-16А/В, по состоянию на 2012 год
-ВВС Национальной гвардии США — 209 F-16C/D

F-16

Состоял на вооружении

-Италия — 34 F-16 в лизинге с марта 2001 по июнь 2012 год по программе «Мирный Цезарь».

Истребитель Ф-16

ТТХ

Технические характеристики

-Экипаж: 1 пилот
-Длина: 15,03 м
-Размах крыла: 9,45 м; с ракетами на концах крыла: 10,0 м
-Высота: 5,09 м
-Площадь крыла: 27,87 м2
-Профиль крыла: NACA 64A-204
-Коэффициент удлинения крыла: 3,2
-Стреловидность по передней кромке: 40 град.
-База шасси: 4,0 м
-Колея шасси: 2,36 м
-Масса пустого:
-с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками (англ.)русск.)
-с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками)
-Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
-с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
-Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
-Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
-с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
-с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
-Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
-Объём топливных баков: 3 986 л
-Подвесные топливные баки: 1 х 1 136 л или 2 х 1 402 л
-Конформные баки: 1 703 л
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ General Electric F110 (Block 50)
-Бесфорсажная тяга: 1 х н/д
-Форсажная тяга: 1 х 13100,6 кгс
-Силовая установка: 1 х ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
-Бесфорсажная тяга: 1 х 7900,2 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 12900,4 кгс

F-16

Лётные характеристики

-Максимальная скорость: соответствует M=2,0 на высоте 12 200 м
-Боевой радиус: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
-с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2х907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
-без конформных баков, 3 940 л в ПТБ, 2хAIM-120, 2?AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
-Перегоночная дальность: (Block 50)
-с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
-без конформных баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
-Практический потолок: 15 240 м
-Скороподъёмность: прим. 275 м/с
-Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м2 (при максимальной взлётной массе)
-Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Истребитель F-16

Вооружение

-Стрелково-пушечное: 1 х 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
-Точки подвески: 9
-Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
-под фюзеляжем: 1 000 кг
-внутренние: 2 х 2 041 кг
-центральные: 2 х 1 587 кг
-внешние: 2 х 318 кг
-на законцовках: 2 х 193 кг
-дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 х 408 кг
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-воздух»: AIM-7, 6хAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
-ракеты «воздух-поверхность»: 6хAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2хAGM-84, 4хAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
-Бомбы:
-корректируемые: 4хGBU-10, 6хGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM
-корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
-свободнопадающие: Mark 82, 8хMark 83, Mark 84
-Пушечные контейнеры: 1 х GPU-5/A с 30-мм пушкой
-БРЛС (бортовая радиолокационная станция):
-AN/APG-66
-AN/APG-68 (авиационная БРЛС с дальностью порядка 160 миль (250 км))
-AN/APG-80

F-16

Боевой радиус1 361-1 759 км
Максимальная взлётная масса21 772 кг
Максимальная скоростьсоответствует M=2,0
Практический потолок15 240 м