Тип | Истребитель-бомбардировщик |
Максимальная скорость | 2120 км/ч |
Практический потолок | 15 км |
Советский истребитель-бомбардировщик, созданный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.
Всего было создано 1847 самолетов Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.
Работы над созданием самолета начались в 1953 году и уже в 1954 был собран опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оснащён регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). Во время одного из испытательных полетов данный самолет достиг скорости 2170 км/ч. Весьма обнадеживающие результаты летных испытаний позволили приступить к разработке опытного образца самолета Су-7, испытания которого стартовали в 1955 году. В 1956 году самолет был показан на аэродроме в Тушино. В 1958 году началось серийное производство самолёта. Су-7 состоял на вооружении 10 стран, включая СССР и государства Варшавского договора.
Во время своей эксплуатации самолет неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на основе Су-7БМ в был разработан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолет был продемонстрирован на воздушном параде в Домодедово.
Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За начальные пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21. По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР случилось 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф.
Су-7 сконструирован по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60 град., обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве базовых удельных параметров самолета главный конструктор выбрал тяговооруженность, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/кв.м.. Для того времени это было довольно необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применен цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолетах бустер помогал летчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было недостаточно: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было создать двухкамерный бустер , с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолетах.
Огромных усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж значительно уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После долгих исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Данная схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолетостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря был выбран вариант кабины сдвижной назад- это позволяло защитить пилота от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло новой конструкции КС-1.
-Су-7 (изделие "С2") — фронтовой истребитель (серийно производился в 1958—1960 гг.).
-Су-7Б (изделие "С22") — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
-СУ-7БКЛ (изделие "С22КЛ") — колёсно-лыжная модификация самолета, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
-СУ-7БМ (изделие "С22М") — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
-СУ-7БМК (изделие "С22МК") — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолета были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
-СУ-7У (изделие "У22") — учебно-тренировочная модификация самолета на базе СУ-7Б (1965-71).
-СУ-7УМК (изделие "У22МК") — экспортный вариант Су-7У (1965-71).
https://www.hohrv2.com/honda_hr_v_2015_2021_owner_s_manual-931.html
-СССР-в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
-Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.
-Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.
-Египет — начальная партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была потеряна в ходе «шестидневной войны», и для пополнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 состояли на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.
-Индия — в Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было полностью укомплектовано шесть эскадрилий: в марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, поступил на вооружение 222-ой истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Всего в нескольких партиях с учетом пополнения потерянных самолётов ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были сняты с вооруждения в 1986 году.
-Ирак — в 1968 году на вооружение ВВС Ирака поступили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было поставлено 83 истребителя типа Су-7.
-КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, это позволило полностью укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 списаны не были. Самолёты поддерживались в боевой готовности и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю осталось 18 Су-7.
-Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять самолётов Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось снятие истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет использования в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.
-Сирия — в скором времени после окончания «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла большие потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже закончен, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых были полностью сняты с вооружения.
-Чехословакия — чехословацкие ВВС стали первым зарубежным оператором Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой поставки из дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми машинами. Первой частью, получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, базирующейся на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 самолёт Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк находящийся в Намеште-над-Ославой. В 1966 году в чехословацкие ВВС начали поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были закончены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап снял с вооружения свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.
-Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были уничтожены 9 египетских Су-7. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также приземлили два израильских вертолёта S-58.
-Война на истощение
-Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 сделали примерно 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 "Сейбров" и 1 "Мираж-3", которые находились на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы пытались опровергнуть потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными. На Восточном фронте в результате налета "сухих" 221-й эскадрильи были подбиты 3 "Сейбра" (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был сбит 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены довольно ощутимые потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было подбито 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было абсолютно парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день, ударами ракет С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх подбили 17 пакистанских танков, потеряв при этом один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью разгромили эшелон с танками на станции Вазирабад, таким образом лишив пакистанцев подкреплений.
Приходилось индийским Су-7 встречаться и с пакистанскими истребителями, для боя с которыми они практически не были предназначены. В этих стычках несколько "сухих" получили несколько попаданий ракет AIM-9, ни одно из которых не было фатальным: самолет получал повреждения и возвращался на базу, по другим данным, три самолёта были сбиты ракетами AIM-9. Согласно данным российского исследователя Владимира Ильина, Су-7 не имели потерь в воздушных боях, однако индийский военный историк Jagan Mohan, основываясь на ряде индийских публикаций, определяет число потерь Су-7 в воздушных боях в 4 сбитых точно (два "Сейбрами" и два F-6) и один, предположительно, "Миражом". 8 декабря разбился пакистанский F-6, пролетев сквозь обломки падающего Су-7. 12 декабря, Су-7, во время разведывательного вылета на фотографирование аэродрома, перехватил пару пакистанских F-6 и огнём пушки уничтожил один из них. На следующий день, по неподтверждённой информации, Су-7 уничтожили два пакистанских «Сейбра». Отмечались случаи использования «сухих» против водных целей, в ходе которых несколько катеров и барж было пущено на дно. Общие потери Су-7 в войне составили по одним данным 14 самолётов, по по более современным данным — 19(с учетом списанных), что составило четверть всех потерь ВВС Индии в этом конфликте. Хвост одного из Су-7, выдержавшего прямое попадание ракеты AIM-9 выставлен в авиационном музее индийских ВВС.
-Октябрьская война — Су-7 использовались Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 совершила налёт на израильские аэродромы, и повредила 18 израильских самолетов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито. За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.
-Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем "Мираж-5" ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.
-Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 были уничтожены моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.
-Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5
-Экипаж: 1 пилот
-Длина: 16,607 м
-Размах крыла: 9,31 м
-Высота: 4,157 м
-Площадь крыла: 34 кв.м.
-Угол стреловидности по передней кромке: 63 град
-Масса пустого: 8370 кг
-Нормальная взлётная масса: 11 983 кг
-Максимальная взлётная масса: 13 043 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 2760 кг
-Силовая установка: 1 х ТРДФ АЛ-7Ф-1
-Бесфорсажная тяга: 1 х 6800 кгс
-Форсажная тяга: 1 х 9600 кгс
-Максимальная скорость: 2120 км/ч
-Крейсерская скорость: 786 км/ч
-Практическая дальность:
-без ПТБ: 1130 км
-с ПТБ: н/д
-Практический потолок: 15 000 м
-Скороподъёмность: 9600 м/мин
-Длина разбега: 1350 м
-Длина пробега: 900 м
-Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
-Точки подвески: 6
-Боевая нагрузка: 2000 кг
-Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
-Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
-Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов