Энциклопедия вооружений

Истребитель Су-30

Истребитель Су-30
Россия
ТипМногоцелевой истребитель
Максимальная скорость2125 км/ч
Практический потолок17300 км
Боевой радиус1500 км

Многоцелевой истребитель Су30

По кодификации НАТО: Flanker-C

Советский/российский двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения 4+, спроектированный на базе Су-27УБ.

Истребитель Су-30

Описание

Создан на базе учебно-боевого двухместного Су-27УБ (Т-10У) путём его глубокой модернизации. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей. В отличие от Су-27УБ, Су-30 может выполнять боевые задачи, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

Тяжёлый истребитель СУ-30

На Су-30 оборудована система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была модернизирована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Су-30

Модификации

Современные модификации Су-30 производства КНААПО Су-30М2, Су-30МК2, Су-30МКВ, Су-30МКК, Су-30МК2-В, Су-30МК2-И, Су-30МК2-V.

фото Су30

Современные модификации Су-30 производства «Иркут» Су-30МКИ, Су-30МКИ(А), Су-30МКМ, Су-30СМ

-Су-30К (коммерческий)

Коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на оснорве Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS, ГЛОНАСС). Первый полёт состоялся в 1993 году. Двигатели — АЛ-31Ф. Ограниченный внутренний объем самолёта не позволяет разместить все оборудование на борту, что влечет за собой размещение части аппаратуры в контейнерах на внешних узлах подвески. К ним относятся системы лазерного дальнометрирования и целеуказания для применения управляемого оружия с лазерными ГСН и тепловизионная — для обнаружения целей в инфракрасном диапазоне, позволяющая работать ночью и в сложных метеоусловиях. Самолёт оборудован катапультируемыми креслами К-36ДМ, установленными с наклоном 30 град.. По своим боевым характеристикам Су-30К способен дополнительно использовать по морским и наземным целям высокоточное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" с дальностью пуска до 250 км. Широкая номенклатура вооружения, способность не только вести воздушный бой, но и атаковать наземные и морские цели. Су-30К получили возможность дополнительно использовать высокоточное тактическое оружие класса воздух-поверхность — противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счёт применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ.

Су-30К

-Су-30МК (модернизированный, коммерческий)

Двухместный ударный самолёт, предназначенный для продажи другим странам. Первый полёт произошёл в 1993 году. Расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя — с 900 до 1500 часов.

СУ-30МК

-Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H)

Версия Су-30МК для Индии. Первый полёт прототипа — 1997 год. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия — Франция — Израиль — Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

СУ-30МКИ

-Су-30КН (коммерческий, новый)

Двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт — 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию БРЛС Н011М добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.

Су-30КН

-Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G)

Версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели — АЛ-31Ф. Первый полёт 1999 г.

Су-30МКК

-Су-30МКИ(А) (модернизированный, коммерческий,индийский для Алжира)

Версия Су-30МК для Алжира. Первый полёт — 2007 год. БРЛС Н011М.

Су-30МКИ (А)

-Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский)

Версия Су-30МК для Малайзии. Базируется на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.

Су-30МКМ

-Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский)

Версия для Вьетнама.

СУ30МК

-Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)

Усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт — 2002 год, двигатели — АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена — около $50 млн.

СУ30МК2

-Су-30МК2-V

Версия Су-30МК2 для Венесуэлы.

фото СУ-30МК2-V

-Су-30М2

Версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году окончены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.

фотографии СУ-30М2

-Су-30СМ (серийный модернизированный)

Су-30МКИ для ВВС России. Двигатели АЛ-31ФП. Первый полёт состоялся 21 сентября 2012. По состоянию на 2014 год, для ВВС России заказано 60 Су-30СМ (поставлено 16 машин — 3 в ГЛИЦ им. Чкалова, 3 — в Липецкий авиацентр, 10 — на авиабазу Домна под Читой), для ВМФ России — 5 машин. В 2015 году МО РФ заказало ещё восемь машин для авиации ВМФ России с поставкой в 2016—2017 годах.

СУ-30СМ


На экспортных модификациях Су-30 широко используется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.

СУ-30СМ

Характеристики Су-30

Технические характеристики

-Экипаж: 2 человека
-Длина: 21,9 м
-Размах крыла: 14,7 м
-Высота: 6,36 м
-Площадь крыла: 62 м2
-Масса:
-пустого: 18800 кг
-нормальная взлётная: 24900 кг
-максимальная взлётная: 34500 кг
-предельная взлетная: 38800 кг
-топлива: 9640 кг
-Двигатель: 2 х ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
-Тяга:
-максимальная бесфорсажная: 2 х 7770 кгс
-на форсаже: 2 х 12500 кгс
-углы отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): +...-16 град. в любом направлении, +...-20 град. в плоскости
-скорость отклонения вектора тяги (для АЛ-31ФП): 60 град./с
-масса: 1520 кг
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

СУ-30СМ

Лётные характеристики

-Максимальная скорость:
-у земли: 1350 км/ч (М=1,13)
-на высоте: 2125 км/ч (М=1,9-2,0 для варианта с ПГО)
-Дальность полёта:
-у земли: 1270 км
-на высоте: 3000 км
-боевой радиус: 1500 км
-Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
-Практический потолок: 17300 м
-Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
-Длина разбега: 550 м
-Длина пробега: 750 м
-Тяговооружённость:
-при нормальной взлётной массе: 1,00
-при максимальной взлётной массе: 0,84
-при предельной взлётной массе: 0,76
-Нагрузка на крыло:
-при нормальной взлётной массе: 398 кг/м2
-при максимальной взлётной массе: 532 кг/м2

СУ30СМ

Вооружение

-Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
-Точки подвески: 12
-Боевая нагрузка: 8000 кг (до 10,4 т по РЛЭ).
-Подвесное вооружение:
-6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
-Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
-Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
-Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.

СУ-30

Сравнение с зарубежными аналогами

-2005 Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15 C/D Eagle ВВС США в учебных боях в небе над Индией.
-2015 В Великобритании в рамках международных учений Индрахануш («Радуга») произошли учебные бои между истребителями Eurofighter Typhoon КВВС Великобританиии и Су-30МКИ ВВС Индии. Индийские ВВС разгромили ВВС Британии со счётом 12:0.

Истребитель Су-30

Состоит на вооружении

-Россия
-ВВС России: 3 Су-30, 16 Су-30М2, 39 Су-30СМ;
-ВМФ России: 8 Су-30СМ на ЧФ по состоянию на август 2015 года.
-Ангола — Подписан контракт на поставку 18 самолётов Су-30К. Ранее эти самолёты в 1997—1999 годах были поставлены в ВВС Индии. А в 2007—2009 годах были заменены на Су-30МКИ, и возвращены корпорации «Иркут». А позже воздухом, из Индии были доставлены в Беларусь, на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, для ремонта и модернизации.
-Алжир — 16 (ИАПО). Контракт был заключён в феврале 2006 года, парафирован в марте 2006 года. По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году, по два самолёта — в марте и июне 2008 года). В 2011 поставлено 8 Су-30. В июле 2010, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Алжиром на поставку ещё 16 Су-30МКИ(А) до 2012 года. Ожидается заключение контракта на поставку ещё 14 Су-30МКИ(А) в 2016—2017 гг.
-Венесуэла — КНААПО поставлены 24 самолёта Су-30МК2-V (4- 2006 г., 12- 2007 г., 8- 2008 г.).
Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года.Венесуэла приобретёт 12 самолётов на сумму 480 миллионов долларов. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
-Вьетнам — 48 самолётов. В 2004 году Вьетнам приобрёл 4 самолёта Су-30МК2-В. (КНААПО) В январе 2009 года был подписан ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2. В феврале 2010 года было заявлено, что Вьетнам покупает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28. В июле 2010 года, во время проведения авиафорума «Фарнборо-2010», появилась информация о подписании контракта с Вьетнамом на поставку ещё 20 Су-30МК2 до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48. 21 августа 2013 года было объявлено о подписании контракта на поставку ещё 12 Су-30МК на $450 млн.

СУ-30СМ


-Индия — 200 Су-30МКИ. После долгих переговоров было заказано 50 самолётов Су-30МКИ, оборудованных новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия приобрела лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ. Завод «Иркут» поставил в 1997—1999 первые 8 Су-30К, в 2002—2004 32 Су-30МКИ. В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долл. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе». Уровень боеготовности индийских Су-30 на 2014 год составлял 55 % (87 из 193 самолётов находились на обслуживании и в ремонте). Во время эксплуатации были потеряны 6 самолётов (30.04.2009, 13.11.2009, 13.12.2011, 19.02.2013, 14.10.2014, 19.05.2015).

СУ-30МКК


-Индонезия — 11 Су-30МК/МК2 (КНААПО 2 — Су-30МК 2003 г. и 3 — Су-30МК2 2007 г.) (6 — Су-30МК2 2013 г.) и 5 Су-27СК/СКМ (на август 2012 года). Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин. 10 января 2012 года заключено соглашение о поставке 6 Су-30МК2. Поставки осуществлялись тремя партиями по 2 самолёта в 2013 году.
-Казахстан —4 Су-30СМ. 4 февраля 2015 стало известно о контракте на поставку 4-х Су-30СМ для ВВС страны. Казахстан подписал в 2014 году контракт стоимостью около 5 млрд рублей на покупку четырёх Су-30СМ. Сообщалось, что самолеты должны «не позднее начала мая» 2015 года поступить в состав 604-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана в Талды-Кургане (сейчас на вооружении этой авиабазы находятся истребители Су-27 и истребители-бомбардировщики МиГ-27). Также сообщалось, что министерство обороны Казахстана планирует до 2020 года купить ещё 32 самолета Су-30СМ. Самолеты, уже получившие окраску СВО Казахстана, имеют красные бортовые номера «01» (заводской номер 10МК5 1118, первый полет в Иркутске 31 января 2015 года), «02» (заводской номер 10МК5 1119, первый полет 19 февраля), «03» (заводской номер 10МК5 1120, первый полет 8 февраля) и «04» (заводской номер 10МК5 1201, первый полет 27 февраля), и были переданы казахстанской стороне в апреле. 7 мая 2015 года все 4 единицы принимали участие в военном параде в честь Дня Защитника Отечества в Астане.

СУ-30
-КНР — 73 Су-30МКК и 24 Су-30МК2, по состоянию на 2010 год 73 Су-30МКК поставил завод КНААПО в 2000—2004 годах. 24 Су-30МК2 поставлены в 2004 (ВМС НОАК (10-й авиаполк 4-й дивизии, Восточный флот)). Двигатели АЛ-31Ф-М1.
-Малайзия — 18 Су-30МКМ, по состоянию на 2010 год. НПК Иркут поставляет самолёты с 2007 г. Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долл. был заключён 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ. Частью договора также было то, что Россия организует полёт малайзийского космонавта на МКС.
-Уганда — 6 Су-30МК2, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.
-Ирак — 10 Су-30К, по состоянию на июнь 2014 года. Иракские военные получили Су-30К, ранее состоявшие на вооружении в Индии.

СУ-30СМ

Боевое применение

4 самолета Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка с 30 сентября 2015 года участвуют в военной операции в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии.

Катастрофы и авиационные проишествия

Дата
Страна,
бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
12.06.1999 Россия Париж 0/2 Разбился в демонстрационном полёте на авиасалоне в Ле Бурже, когда после фигуры высшего пилотажа задел землю хвостовой частью
30.04.2009 Индия Индия 1/2 Разбился в тренировочном полёте.
30.11.2009 Индия Индия, Джайсалмер 0/2 Разбился в тренировочном полёте.
13.12.2011 Индия Индия, Пуна 0/2 Разбился в тренировочном полёте
2012 Уганда Уганда 0/2 Посадка с невыпущенным шасси
28.02.2012. Россия Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре 0/2 В ходе приемочных испытаний представителями министерства обороны на ОАО «КнААПО» самолёт потерпел крушение в 130 км севернее Комсомольска-на-Амуре. При разгоне на высоте 3 км до максимальной приборной скорости загорелся правый двигатель, что привело к повреждению системы управления самолётом. По команде центра управления полётами лётчики катапультировались. Командир экипажа получил лёгкие травмы при приземлении в результате удара о дерево.
19.02.2013 Индия Индия, Раджастхан 0/2 Разбился в тренировочном полёте. Пострадавших нет, пилотам удалось катапультироваться.
14.10.2014 Индия, SB050 Индия, Пуна 0/2 Истребитель упал во время тренировочного полёта вскоре после взлета.
19.05.2015 Индия Индия, Ассам 0/2 Су-30МКИ потерпел катастрофу из-за технической неисправности,пилоты катапультировались.Из-за взрыва на земле двое человек получили ранения.
17.09.2015 Венесуэла, AMB-0460 Венесуэла 2/2 Cу-30МК2 разбился во время преследования самолёта нарушителя государственной границы.

СУ-30

СУ-30

Россия
ТипМногоцелевой истребитель
Максимальная скорость2125 км/ч
Практический потолок17300 км
Боевой радиус1500 км