Тип | истребитель-перехватчик |
Максимальная скорость | 1440-3000 км/ч |
Практический потолок | 23000 км |
Боевой радиус | 560-1040 км |
Советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик 3-го поколения, созданный конструкторским бюро Микояна — Гуревича.
В конце 1950-х годов в СССР была начались работы по созданию военного самолёта, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B-58 и его модернизированных последователей, а также перспективного XB-70 «Валькирия» и разведчика SR-71, которые в перспективе были способны развивать трёхкратную скорость звука. ОКБ А. Микояна получило заказ на конструкцию истребителя, способного развивать трёхкратную скорость звука и поражать цели в высотном диапазоне от 0 до 25 000 м.
Приказ по ОКБ о начале работ по проектированию самолета МиГ-25 (изделие 84, тема Е-155) издан 10 марта 1961 года. Заводские испытания опытной машины Е-155Р-1 начались 6 марта 1964 года, машины Е-155П-1 9 сентября 1964 года.
Во время испытаний и доводок было установлено несколько мировых авиационных рекордов. В документах ФАИ рекордная машина проходила под шифром Е-266 с двигателями Р-266. Даже после завершения испытаний и начала серийного выпуска в 1969 году опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 заслуженный лётчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян был удостоен звания Героя Советского Союза. Замечание С. А. Микояна: "Звания Героя Советского Союза были удостоены ведущие лётчики по теме Вадим Иванович Петров, Александр Саввич Бежевец, а также С. А. Микоян. Лётчик-испытатель Норайр Вагинакович Казарян награждён орденом Ленина."
21 августа 1977 лётчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полёта 37 650 м, а всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов.
Самолёт представляет собой двухкилевой моноплан с верхним расположением трапецевидного крыла, двумя двигателями с боковым расположением регулируемых воздухозаборников, цельноповоротным стабилизатором. Фюзеляж самолёта — цельнометаллический, типа монокок. Всего в фюзеляже 57 шпангоутов, а сам фюзеляж технологически делится на передний отсек, закабинный отсек, воздухозаборники, отсек топливных баков, хвостовую часть фюзеляжа и хвостовой кок. Гермокабина размещена между шпангоутами 1 и 2. Закабинный отсек оборудования герметичен и теплоизолирован. Центральная часть фюзеляжа — цельносварной агрегат из нержавеющей стали, с дополнительными нижними лонжеронами и балками — отсек топливных баков, без эксплуатационных разъёмов. Баковый отсек является основной и наиболее нагруженной частью фюзеляжа, с которой стыкуются передняя и задняя части фюзеляжа, воздухозаборники и крыло. Он разделён на шесть топливных баков стеночными шпангоутами. Хвостовая часть фюзеляжа является несущей для узлов крепления килей, подкилевых гребней, балок стабилизатора, гидроцилиндров тормозных щитков и качалок управления РП; выполнен из стали ВЛ-1 (ВЛ — Владимир Ленин).
Крыло трапециевидное, стреловидное, без корневых наплывов, с отрицательным V -5 град. и аэродинамической круткой. Угол установки крыла +2 град. Размах крыла для разведчика 13,38 м, для перехватчика — 14,015 м. На разведчиках стреловидность по передней кромке — 41 град. 02. На перехватчиках стреловидность переменная — от 41 град. 02 до 42 град. 30. Материал крыла — нержавеющая сталь и титан. Технологически состоит из двух консолей, внутри каждая консоль разделена перегородками на топливные баки — передний и задний.
На каждой консоли крыла установлен двухсекционный элерон с полным углом отклонения 25 град.. Закрылки подвешиваются к крылу в двух точках. Полный угол отклонения 25 град., как на взлёте, так и на посадке. На некоторых самолётах первых серий закрылок отклонялся на угол 47 град.. Отклоняемые носки на консолях отсутствуют.
Кили выполнены из стали ВНС-5 и сплава АК-4. Высота каждого киля — 3,05 м, угол стреловидности — 54 град., угол развала 8 град.. Рули поворота имеют полный угол отклонения 25 град.. Цельноповоротный стабилизатор с размахом 8,8 м, угол стреловидности по передней кромке 50 град. 22. Ость вращения стабилизатора расположена на 33 % САХ. Угол отклонения от -32 град. до +13 град..
Шасси трёхопорное. Стойки рычажного типа. На основных стойках установлено по одному колесу 1300х360, на передней стойке два колеса 700х200. Уборка и выпуск стоек, как и поворот передних колёс, производится от гидросистемы, аварийный выпуск может выполняться от пневмосистемы. На основных стойках установлен антиюзовый автомат.
Двигатели типа Р15Б-300 (Р15БД-300), одновальные, одноконтурные с осевым компрессором, одноступенчатой турбиной, форсажной камерой и двухстворчатым трёхпозиционным эжекторным соплом. Двигатели развёрнуты относительно продольных осей на 13 град.. Между двигателями поставлена противопожарная перегородка. Сопла двигателей сближены так, что расстояние между центрами сопел менее диаметра каждого сопла. В связи с этим на соплах демонтировано по три сегмента внешних створок и установлен нерегулируемый стекатель. Воздух к двигателям поступает через регулируемые воздухозаборники. Каждый воздухозаборник имеет регулируемый клин и нижнюю створку. Отсеки двигателей для охлаждения в полёте продуваются забортным воздухом.
-Тяга на форсаже 11200 кгс
-Сухая масса 2795 кг
-Минимальный удельный расход топлива 1,25 кг/кгс час
Скорость полёта строевого исходного перехватчика МиГ-25П на полном форсаже двигателей Р-15 соответствует 3000 км/ч с полным ракетным вооружением — 4 ракетами Р-40, создающими большое лобовое сопротивление и весящими около 2 тонн. Без ракет обеспечивается приблизительно на 15 % более высокая скорость полёта. Это было подтверждено американскими специалистами, осуществившими гонку двигателей и установившими что самолёт способен превышать M=3,2 (3400 км/ч). Разведчики МиГ-25Р летают ещё быстрее перехватчиков. Однако в эксплуатации скорость ограничивается 3 000 км/ч (M=2,83). МиГ-25 при необходимости мог лететь быстрее любого самолёта в мире. Но в реальной эксплуатации SR-71 летел с большей скоростью — 3000-3500 км/ч. В 1976 году SR-71 «Blackbird» установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями — 3529,56 км/ч.
Топливная система состоит из шести фюзеляжных и четырёх крыльевых баков, топливо Т-6 основное и Т-7П — резервное. На некоторых машинах были дополнительные баки в полостях килей. Общая ёмкость на разведчиках — 15 245 кг, на перехватчиках — 14 570 кг. Также для повышения дальности полёта применялся подвесной (под фюзеляжем) топливный бак ёмкостью 4 370 кг.
Изначально на перехватчике была установлена радиолокационная станция РП-25 «Смерч-А» (изделие «720»), созданная для перехватчиков Ту-128.
После угона самолёта в Японию вышло Постановление Правительства (от 4 ноября 1976 года), в соответствии с которым экстренно подготовили новую систему вооружения и новую РЛС «Сапфир С-25».
Также на самолёте установлены:
Система автоматического управления САУ-155П1 (перехватчик) или САУ-155Р1 (разведчик): навигационная система «Пеленг-Д (ДР, ДМ)»; теплопеленгатор 26Ш-1; радиокомандная система наведения «Лазурь» (перехватчики); радиокомпас АРК-10; радиовысотомер больших высот РВ-18 (РВ-19); СПО «Сирена-3М» или Л006 «Берёза»; система управления воздухозаборником СРВМу-2А; система ближней радионавигации РСБН-6С «Коралл»; маркерный радиоприёмник МРП-56П; переговорное устройство СПУ-7; ответчик СО-63Б; система воздушных сигналов СВС-ПН-5; речевой информатор РИ-65; речевой самописец МС-61 и др. На поздних сериях была установлена СПК «Радуга».
На всех перехватчиках установлена система «Полёт-1И», состоящая из радиотехнической системы навигации и захода на посадку, курсовертикали, системы воздушных сигналов и системы автоматического управления полётом. На разведчиках устанавливались: фотоаппаратура А-70 или А-72 станции радиотехнической разведки «Куб-3М», РЛС бокового обзора «Сабля», станция радиотехнической разведки «Вираж» или «Тангаж».
В 1969 г. на Горьковском авиазаводе приступили к серийному выпуску истребителей МиГ-25П, которые официально были приняты на вооружение авиации ПВО в 1970 г, а в 1978-м начался выпуск самолёта МиГ-25ПД, оснащенного импульсно-доплеровской РЛС «Сапфир-25» и теплопеленгатором ТП-23. Спустя год ранее построенные самолёты МиГ-25П доработаны до уровня МиГ-25ПД (эти машины получили обозначение МиГ-25ПДС). Вооружение перехватчика включает четыре гиперзвуковые (М>5) УР большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной головкой самонаведения и Р-40Р (Р-40РД) с радиолокационной полуактивной системой наведения (максимальная дальность пуска по высотной цели на встречном курсе — 35-60 км). Под фюзеляжем может подвешиваться топливный бак.
При необходимости могли наноситься удары по наземным целям с высоты 20 000 метров, на дальность нескольких десятков километров.
Базовая модель. Первый полёт прототипа Е-155П произошёл в 1964 году. С двигателями «Р15Б-300» с тягой 2 х 11200 кгс.
Учебно-боевой вариант. Несколько машин привлекались для космической программы «Буран». Рекордный вариант обозначался Е-133.
Опытный вариант с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс, отличающихся лучшей экономичностью. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъёмность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.
Модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Д-30Ф6», БРЛС «Заслон», новой системой вооружения. Серийно не выпускался, послужил прототипом МиГ-31.
Истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПР более 10 м2 на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости +...-56 градусов и в вертикальной плоскости 6 градусов, имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД. Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная — до 36720 кг. На новом самолёте можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полёта со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью — 1730 км. С применением ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолёт достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20 200 метров. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлинённой носовой частью, закрывающей аппаратуру БРЛС. Новый самолёт получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трёхфазного тока. Серийно производились в Горьком.
Модифицированный истребитель-перехватчик с заменой БРЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части иного оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60. По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.
Модифицированный истребитель-перехватчик, оборудованный станцией предупреждения об облучении «Берёза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС. Серийно модификация не производилась.
Высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. Состав фотооборудования — четыре А-70М и один топографический А-Е/10. В килях располагались дополнительные топливные баки. Позже все разведчики были доработаны под бомбовое вооружение.
Двухместный учебно-тренировочный вариант.
Самолёт прорыва ПВО. Всего было собрано менее 40 единиц. Главное вооружение — 4 ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой четырёх поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Способен нести ракеты с ЯБЧ малой мощности. После нанесения удара по РЛС противника из стратосферы, обеспечивались условия действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После развала СССР были уничтожены на авиабазе «Барановичи» в Беларуси.
Ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
Самолёт радиотехнической разведки с установленной более надёжной и лёгкой станцией общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка — из диэлектрика, с оборудованным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
Разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
Одноместный всевысотный самолёт оперативной разведки и бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам применялась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях — «Пеленг-ДМ»). Способен нести ядерное вооружение. Выпускались серийно в течении 2-х лет. В 1972 году четыре машины проходили испытания в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
Одноместный всевысотный самолёт оперативной разведки — бомбардировщик с более эффективной станцией общей радиотехнической разведки «СРС-9» вместо станций «СРС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолётов этого типа было оборудовано аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее произведённые самолёты МиГ-25РБ, выпускались серийно в 1973—1979 гг.
Опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не производился.
-Алжир — 8 МиГ-25ПД и 3 МиГ-25РБ, по состоянию на 2012 год
-Сирия — 11 МиГ-25, по состоянию на 2012 год
-СССР — состоял на вооружении вплоть до развала страны в 1991 году.
-Россия — около 20 МиГ-25РБ, по состоянию на 2012 год. Снят с вооружения в 2013 году.
-Украина — получила около 100 МиГ-25 (примерно 80 МиГ-25ПДС, 16 МиГ-25РБТ и некоторое количество МиГ-25ПУ/РУ) после распада СССР. Снят с вооружения в 1996 году.
-Белоруссия — получила около 50 МиГ-25 в разных модификациях после распада СССР. Снят с вооружения.
-Казахстан — получил 16 МиГ-25 после развала СССР. Снят с вооружения.
-Армения — снят с вооружения
-Азербайджан — после развала СССР получил 48 МиГ-25ПД. В 1998 году еще 8 МиГ-25 были приобретены у Казахстана. Сняты с вооружения и заменены на МиГ-29M1. На хранении находятся от 10 до 20 МиГ-25. В феврале 2014 года было объявлено, что МиГ-25 будут модернизированы на местном авиаремонтном заводе и вернутся в состав ВВС Азербайджана.
-Грузия — снят с вооружения
-Туркмения — снят с вооружения
-Болгария — 3 Миг-25РБТ и 1 МиГ-25РУ были поставлены в 1982 году. Возвращены СССР в 1991 году.
-Индия — 10 МиГ-25РБ и 3 МиГ-25РУ были приобретены в 1981 году. Сняты с вооружения в 2006 году. За 25 лет службы в лётных происшествиях были потеряны 4 самолёта — почти треть от общего числа.
-Ирак — 7 МиГ-25ПУ, 9 МиГ-25Р и 19 МиГ-25ПД/ПДС, по состоянию на январь 1991 года. Во время Войны в Персидском заливе большинство иракских МиГ-25 было уничтожено на земле. Два МиГ-25 были сбиты в воздухе и 7 перелетело в Иран.
-Ливия
МиГ-25П | МиГ-25РБ | МиГ-25РУ | |
Экипаж | 1 | 1 | 2 |
Длина, м | - | 21,55 | - |
Длина фюзеляжа, м | 19,75 | 19,581 | 19,431 |
Размах крыла, м | 14,015 | 13,38 | 14,015 |
Высота, м | 6,5 | 6,5 | 6,5 |
Площадь крыла, м2 (с центральной секцией) |
61,4 | 58,9 | 61,4 |
Коэффициент удлинения крыла | 2,94 | 2,94 | 2,94 |
Коэффициент сужения крыла | 3,1 | 3,1 | 3,1 |
Угол стреловидности по передней кромке | 42° 30 | 41°02 | 42°30 |
База шасси, м | 5,144 | 5,144 | 5,144 |
Колея шасси, м | 3,85 | 3,85 | 3,85 |
Масса снаряжённого, кг | - | 20 000 | 19 300 |
Нормальная взлётная масса, кг | 34 920 | 37 100 | 32 100 |
Максимальная взлётная масса, кг | 36 720 с 4хР-40 |
41 200 с 5 т бомб |
39 200 |
Масса топлива, кг | 14 570 | 15 000 | 14 500 |
Объём топливных баков, л | 16 580 | 17 780 | - |
Подвесной топливный бак | 1 х 5280 л (4450 кг) под фюзеляжем |
1 х 5280 л (4450 кг) под фюзеляжем |
1 х 5280 л (4450 кг) под фюзеляжем |
Силовая установка | 2 х ТРДФ Р15БД-300 | 2 х ТРДФ Р15БД-300 | 2 х ТРДФ Р15БД-300 |
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) | 2 х 7500 (73,5) | 2 х 7500 (73,5) | 2 х 7500 (73,5) |
Форсажная тяга, кгс (кН) | 2 х 11200 (109,8) | 2 х 11200 (109,8) | 2 х 11200 (109,8) |
Максимальное число Маха | 2,83 | 2,83 | 2,65 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) | 1440 (0) 3000 (13 000) |
1440 (0) 3000 (13 000) |
1400 (0) 2810 (13 000) |
Скорость отрыва, км/ч (без ПТБ) | 360 | 360 | 350 |
Посадочная скорость, км/ч | 290 | 290 | 290 |
Боевой радиус, км | - | 680 / 920 (с ПТБ) (М=2,35) 770 / 1040 (с ПТБ) (М=0,92) 560 (с 4хФАБ-500) (М=2,35) |
- |
Практическая дальность, км | 1250 (М>1) 1730 (М<1) с 4хР-40 |
1635 / 2130 (с ПТБ) (М>1) 1865 / 2400 (с ПТБ) (М<1) |
- |
Практический потолок, м | 20 700 с 4хР-40 |
23 000 | 22 200 |
Время набора высоты | 20000 м за 8,9 мин | 20000 м за 8,2 мин (c 4х ФАБ-250) 20000 м за 6,7 мин 10000 м за 1,33 мин |
- |
Длина разбега, м | 1200 | 1200 | 1200 |
Длина пробега, м | 800 | 800 | 900 |
Тяговооружённость (с нормальной нагрузкой) | - | 0,667 | 0,681 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | + 4,5 g (+ 5,0 g у МиГ-25ПД) |
+ 3,8 g | + 3,8 g |
Аэродинамическое качество | - | 7,6 при М<0,86 4,2 при М=1,5 |
- |
Точек подвески | 4 | 4 | 4 |
Ракеты «воздух-воздух» | 2-4 х Р-40Р/Т до 4 х Р-60 |
нет | нет |
Авиабомбы | нет | 4-8 х ФАБ-500 | нет |
Тип | истребитель-перехватчик |
Максимальная скорость | 1440-3000 км/ч |
Практический потолок | 23000 км |
Боевой радиус | 560-1040 км |