Практическая дальность | 460 км |
Экипаж | 2 чел |
Максимальная взлётная масса | 12 200 кг |
Российский ударный вертолёт. Машина может уничтожать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула».
До прекращения серийного производства Ка-50 — командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, целеуказание и координацию действий группы боевых вертолётов.
25 июня 1997 года осуществился первый полёт прототипа Ка-52 (переделанного из серийного Ка-50).
27 июня 2008 года в Арсеньеве (Приморский край) на аэродроме авиазавода «Прогресс» произошёл первый испытательный полёт первого Ка-52 из опытной партии.
29 октября 2008 года на заводе «Прогресс» стартовало серийное производство «Аллигаторов». В месяц авиазавод может собирать до 2 Ка-52.
Первый этап государственных совместных испытаний (ГСИ) был закончен в декабре 2008 года, было дано разрешение на производство опытной партии, для продолжения 2 этапа ГСИ.
В 2011 году закончены ГСИ вертолёта.
В мае 2011 года Ка-52 поступил на вооружение в строевую часть армейской авиации. 19 мая 2011 года майор Волков Андрей Евгеньевич, заместитель командира вертолётной эскадрильи, перегнал первый вертолёт Ка-52 из опытной партии с завода «Прогресс» в 575 авиационную базу армейской авиации (аэродром Черниговка)
23 октября 2012 года успешно закончены ГСИ оптиколокационной станции.
2008 год — собрано два опытных вертолёта Ка-52 (бортовые номера «062 жёлтый» и «063 жёлтый»)
2009 год — построено три предсерийных вертолёта (бортовые номера «51 жёлтый», «52 жёлтый» и «53 жёлтый»). Используются для испытаний.
2010 год — собрано 4 Ка-52
В 2010-м году государственные совместные испытания Ка-52 были провалены, сроки испытаний не выдержаны.
20 июня 2011 года глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин на международном авиасалоне во французском Ле Бурже сообщил о планах по размещению на кораблях типа «Мистраль» ВМФ России морской модификации многоцелевых боевых вертолётов Ка-52 «Аллигатор».
26 июля 2011 года генеральный конструктор ОКБ Камова Сергей Михеев сообщил о планах по постройке и испытаниях первой партии вертолётов Ка-52К и Ка-29 для базирования на ДВКД типа «Мистраль» к 2014 году.
2011 год — поставлено 9 Ка-52 на сумму 9,504 млрд руб (без НДС). На последних четырёх вертолётах впервые была оборудована БРЛС «Арбалет».
За 2012 год производство Ка-52 увеличилось в 2,2 раза по сравнению с 2011, а в 2013 году планируется снижение производства в 2,2 раза.
7 августа 2012 года пресс-секретарь компании «Вертолёты России» Роман Кириллов проинформировал о начале производства первых опытных образцов модификации Ка-52К (корабельная версия Ка-52) для оснащения универсального корабля-вертолетоносца «Мистраль».
31 августа 2011 года — заключён контракт между Вертолёты России и Оборонпром на постройку и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года. При этом не уточняется, будет ли часть этих машин произведена в морской модификации или для этого будет отдельный контракт. В марте 2012 года Андрей Реус, гендиректор Оборонпрома, подтвердил подписание в 2011 году Министерством обороны России долгосрочного контракта на поставку 140 Ка-52.
8 апреля 2014 года министерство обороны России заключило контракт на поставку 32 палубных вертолётов Ка-52К. Новые вертолёты должны были войти в состав авиагрупп двух строившихся во Франции для ВМФ России вертолётоносных десантных кораблей-доков типа «Мистраль». Однако после обострения политических отношений с Францией, реализация этих планов маловероятна.
30 декабря 2015 годa в новогоднем обращении гендиректора холдинга «Вертолёты России» Александра Михеева было заявлено, что Россия поставит Египту 46 корабельных вертолёта Ка-52К «Аллигатор».
«Завод чувствует себя устойчиво, имеет длительный контракт на поставку 146 вертолётов Ка-52 «Аллигатор» до 2020 года, в планах 32 вертолёта корабельной версии» — сообщил 24 июня 2014 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов
Сохранив всю номенклатуру вооружения одноместного вертолёта (подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм и боекомплектом 460 снарядов, блоки НАР калибра 80 мм, авиабомбы, пушечные контейнеры и другое оружие общей массой до 2 000 кг), Ка-52 способен дополнительно принимать на борт ракеты управляемые ПТУР Штурм-ВУ разработки ФГУП «КБМ» (г. Коломна) с лазерной системой наведения (ЛСН), управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя «Игла-В», а также неуправляемые ракеты «воздух-земля». В будущем планируется применение и управляемых ракет класса «воздух-земля». ПТУР «Вихрь», созданные тульским КБ приборостроения, имеют стартовую массу 42 кг и тандемную кумулятивную боевую часть, могут поражать бронированные цели (танки, БМП и т. п.) на дальности до 8 км, при этом толщина пробиваемой брони достигает 900 мм. Ракеты «Игла-В», разработанные в коломенском КБ машиностроения на базе ЗУР переносного зенитного ракетного комплекса сухопутных войск «Игла-1», имеют всеракурсную двухцветную тепловую головку самонаведения; масса ракеты 10,7 кг, боевой части — 1,27 кг, высота поражаемых целей от 10 до 3 500 м, скорость 0 (вертолёт на висении) до 1440 км/ч, перегрузка до 5-6, дальность пуска от 800 до 5 200 м.
Ранее считалось, что немаловажным фактором, облегчающим подготовку Ка-52 к боевому вылету и пополнение боекомплекта в полевых условиях, является применение на вертолёте средств поражения, широко эксплуатируемых в ВВС и армейской авиации: ПТРК «Вихрь» были вооружены штурмовики Су-25ТМ (Су-39), а пушка 2А42 является штатным оружием боевых машин пехоты и десанта БМП-2 и БМД-2. В будущем планируется оснащение Ка-52 новыми, ещё более эффективными системами вооружения. Помимо выполнения разведывательно-боевых функций, Ка-52 может выполнять роль учебно-тренировочной машины. Полностью дублированная система управления в сочетании со схемой расположения членов экипажа рядом как нельзя лучше подходит для этого.
Ка-52 будет оборудован радиолокационной станцией «Арбалет». Вертолёт имеет бронированную кабину экипажа. Катапультирование членов экипажа (при помощи катапультируемых кресел К-37-800М) из кабины возможно на высотах от 0 до 4100 м. Ведение огня и управление вертолётом (в том числе одновременное) может осуществлять как командир экипажа, так и оператор систем вооружения.
Ка-52 (с б/н 96) оборудован бортовым комплексом обороны Л370В52 (разработки НИИ «Экран» г. Самара).
Название модели |
Краткие характеристики, отличия. |
Ка-52 «Аллигатор» | Базовая версия. |
Ка-52К «Катран» | Проектируемая модификация вертолета Ка-52 «Аллигатор» специально для корабельного базирования. Будет отличаться наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усилением стоек шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой. В сентябре 2011 года в Баренцевом море прошли учения с участием вертолёта Ка-52 (прототип, б/н 061), во время которых он впервые осуществил посадку на палубу большого противолодочного корабля. Предполагалось, что корабельная версия Ка-52 станет главной ударной силой вертолётоносцев типа «Мистраль» и других кораблей Военно-морского флота России. Первые опытные образцы ожидаются в 2014 году. Некоторые источники информируют, что вертолет имеет название «Катран», однако официального подтверждения этой информации не поступало. 8.4.2014 появилась информация о подписании контракта на поставку 32 Ка-52К. 5.8.2014 обещают, что 3 первые Ка-52К будут переданы ВМФ России до конца 2014 года. Совершил первый полет 7 марта 2015 года. |
-12 марта 2012 года в 21:05 вертолёт Ка-52 (б/н 99) при проведении планового учебного полёта разбился в Торжокском районе Тверской области. Обломки обнаружены поисковой командой спустя 10 часов после катастрофы (всего в 10 км от аэродрома Торжка, 1,5 км западнее деревни Большая Киселенка, расположенной на трассе Москва-Санкт-Петербург (шоссе М-10). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил тяжёлое ранение и, несмотря на все усилия врачей, позднее скончался.
-29 октября 2013 года опытный вертолёт Ка-52 потерпел аварию на территории Лётно-испытательного комплекса ОАО «Камов» (Жулебино, Привольная улица). В результате возникшего пожара вертолёт уничтожен. Оба пилота госпитализированы. Вертолёт проводил испытательный полёт по программе заводских испытаний систем вертолёта. Причиной падения стало разрушение тяги управления верхнего винта
-Россия: Более 81 вертолета — по состоянию на 2016 год
-Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — 8 Ка-52
-575-я авиабаза армейской авиации (Черниговка) — 20 Ка-52
-393-я авиабаза армейской авиации (Кореновск) — 16 + 20 Ка-52
-15-я бригада армейской авиации (Остров) — 16 Ка-52
-573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск) — 12 Ка-52
-Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
-Длина: 16,0 м
-Длина фюзеляжа: 14,2 м
-Диаметр несущего винта: 14,5 м
-Размах крыла: 7,3 м
-Высота: 5 м
-Площадь, ометаемая несущим винтом:
-Максимальная взлётная масса: 12 200 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)
-Силовая установка: 2 х турбовальных ВК-2500 производства «ОАО "Климов"»
-Мощность двигателей: 2 х 2400 л. с. (на взлётном режиме)
-на чрезвычайном режиме: 2 х 2700 л. с.
-на крейсерском режиме: 2 х 1750 л. с.
-Максимально допустимая скорость: 350 км/ч
-Максимальная скорость: 300 км/ч
-Крейсерская скорость: 260 км/ч
-Практическая дальность: 460 км
-Перегоночная дальность: 1110 км
-Статический потолок: 4000 м
-Динамический потолок: 5500 м
-Скороподъёмность: 12 м/с MCA (H=0)
-Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5 g
-Стрелково-пушечное:
-1 х 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)
-Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2012 года)
-Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)
-Управляемые ракеты:
-ракеты «воздух-земля»: 4 х 6 ПТУР Штурм-ВУ (6 км) (с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная)
-ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);
-Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)
Практическая дальность | 460 км |
Экипаж | 2 чел |
Максимальная взлётная масса | 12 200 кг |