Энциклопедия вооружений

Многоцелевой вертолёт Ка-27

Многоцелевой

Ка-27 (Обозначение КБ — изделие «Д2Б», обозначение изготовителя — изделие «500», по кодификации НАТО: Helix — «Спираль»)

КА-27

Советский корабельный многоцелевой вертолёт. Вертолёт, создан ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, в дальнейшем — С. В. Михеева (Н. И. Камов скончался в ноябре 1973 г). Опытный образец вертолета «252» впервые поднялся в воздух 8 августа 1973 года.

На базе основной многоцелевой машины «252» были созданы две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ (изделие 500) и поисково-спасательный Ка-27ПС (изделие 501).

Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для поиска, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт способен обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.

История

КА-27

Опытный образец вертолета «252» поднялся в воздух 8 августа 1973 года, 24 декабря совершён первый полёт по кругу.

Серийный выпуск был начат в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на целых 9 лет, и на вооружение вертолёт был принят 14 апреля 1981 года.

Первые 5 серийных вертолётов осенью 1978 года поступили на вооружение ТАКР «Минск».

В 1979 году в составе Северного флота на аэродроме Североморск-2 был создан полк корабельных вертолётов (830 ОКПЛВП), оснащённый Ка-27. Позже вертолёты Ка-27 получили все авианесущие корабли проекта 1143.

14 апреля 1981 года принят на вооружение.

В наше время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).

Вертолёт поставлялся на экспорт в Индию, Китай, Сирию, Югославию в экспортной модификации Ка-28.

КА-28

Конструкция вертолёта

Компоновочная

Несущая система выполнена по соосной схеме. Винты трёхлопастные, противоположного вращения, складывающиеся назад «веером» на корабельной стоянке. Лопасти винтов сделаны из стеклопластика, втулки лопастей — из титана.

Фюзеляж цельнометаллический, из алюминиевых сплавов, балочно-стрингерного типа. Для обеспечения продольной и путевой устойчивости оборудовано хвостовое оперение с двумя килями. Каждая шайба киля оснащена неуправляемым предкрылком и развёрнута носком к оси фюзеляжа.

Шасси четырёхопорное, неубирающееся, снабжённое гидравлической системой приподъёма вертолёта для удобства доступа в грузоотсек. Передние колёса самоориентирующиеся. Возможна установка лыж.

Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117КМ суммарной взлётной мощностью 2х2200 л.с. и редуктора ВР-252. Частота вращения несущих винтов в полёте стабилизирована. В качестве энергоузла для запуска двигателей применяется ВСУ АИ-9.

Основными источниками электроэнергии служат два генератора трёхфазного переменного тока 200 В 400 Гц типа ГТ40ПЧ8Б, с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно и синфазно, но к бортсети подключен только левый, а правый является резервным. Генераторов постоянного тока на вертолёте нет, а постоянный ток в общую сеть 28,5 вольт преобразуется из переменного трёхфазного 200 вольт двумя полупроводниковыми выпрямительными устройствами ВУ-6Б. Сеть 36 В 400 Гц запитана от двух понижающих трансформаторов.
Аварийными источниками служат две никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и два статических полупроводниковых преобразователя тока ПОС-1000А и ПТС-800А.

При аварийной посадке на воду применяются надувные баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в контейнеры по бокам фюзеляжа (баллонеты не обеспечивают приемлемой плавучести при остановленных двигателях). Объем баллонета — 5,4 куб.м., надувание происходит от баллонов со сжатым воздухом (краны баллонов — пиротехнические).

Имеются автопилот, радиокомпас и полуавтоматическая система передачи данных об обнаруженной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочных систем.

КА-27

Вооружение

Для уничтожения подводных лодок могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг.

На кассетном держателе КД-2-323, смонтированном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.

Поисково-прицельная система «Осьминог»

Бортовой комплекс оборудования «Осьминог» включает:

-радиолокационную станцию, обтекатель которой размещён в носовой части фюзеляжа (обеспечивает решение навигационных задач, обнаружение подводных лодок в надводном положении), и радиомаяки-ответчики;
-опускаемую гидроакустическую станцию, расположенную в задней части фюзеляжа (обеспечивает обнаружение и определение координат подводной лодки);
-прицельно-вычислительное устройство для автоматического вывода вертолета в точку сброса средств поражения;
-радиогидроакустический буй
-магнитный обнаружитель.
Кроме того, с вертолёта сбрасываются (выставляются) маркеры, дымогенераторы (ОМАБ-Н и ОМАБ-Д) и радиотехнические маяки-ответчики.

Дальность обнаружения надводных целей при полёте на высоте 100—500 м:

-при ЭПР (эффективная площадь рассеяния) 250 м — не менее 25 км;
-при ЭПР 2 м — не менее 5 км;
Дальность обнаружения подводной цели типа ДЭПЛ пр.613 на скорости 6-8 узлов, глубине 100 м, волнении моря 2 балла — 8 км

Отличительными особенностями ППС «Осьминог» стали информационно-вычислительная подсистема на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ), индикатор тактической обстановки, возможность взаимного ориентирования вертолётов в составе тактической группы, высокая степень автоматизации процесса поиска лодки.

Бортовая автоматизированная система «Привод-СВ-борт», совместно с навигационным комплексом и корабельной аппаратурой предназначалась для решения широкого круга задач, связанных с вертолетовождением и маневрированием (режимы работы «навигация» и «посадка»).

КА-27

Тактико-технические характеристики Ка-27ПЛ.

Технические характеристики

-Экипаж: 3
-Грузоподъёмность: 5000 кг
-Длина фюзеляжа: 12,25 м
-Диаметр несущего винта: 15,9 м
-Максимальная ширина фюзеляжа: 3,8 м
-Высота: 5,4 м
-Масса пустого: 6100 кг
-Нормальная взлётная масса: 10 700 кг
-Максимальная взлётная масса: 12 000 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 4770 л
-Силовая установка: 2 х турбовальных «Климов» ТВЗ-117ВК
-Мощность двигателей: 2 х 2000 л. с. (на взлётном режиме)
-на чрезвычайном режиме: 2 х 2400 л. с.
-на крейсерском режиме: 2 х 1500 л. с.

Лётные характеристики

-Максимально допустимая скорость: 290 км/ч
-Максимальная скорость: 270 км/ч
-Крейсерская скорость: 220 км/ч
-Практическая дальность: 900 км (на высоте 1500 м со взлетной массой 10 700 кг при средней скорости 220км/ч)
-Практический потолок: 5000 м
-Статический потолок: 3500 м
-Динамический потолок: 3000 м

Вооружение

-Боевая нагрузка: 2000 кг
-Основное вооружение:
-Бомбовое: ПЛАБ — 250 ?120, ОМАБ
-Торпедное: АТ-1М, ВТТ-1, УМГТ-1 «Орлан», АПР-2 «Ястреб-М»

КА-27

Практическая дальность900 км
Число пассажиров3 чел
Максимальная взлётная масса12000 кг