Энциклопедия вооружений

Лёгкий разведывательный танк Скорпион (Scorpion)

Лёгкий разведывательный танк Скорпион (Scorpion)
ТипЛегкий
Боевая масса8 т
Калибр76 мм
Экипаж3 чел

«Скорпион» (англ. Scorpion)

Британский лёгкий разведывательный танк 1970-х годов, часто также обозначается как «боевая разведывательная машина» (БРМ) (англ. Combat Vehicle Reconnaissance). По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имеет индекс FV101. Создан в 1964—1967 годах на роль разведывательной и аэротранспортабельной машины, в рамках разработки семейства боевых машин различного назначения CVR(T) на едином шасси.

Производился серийно на заводах Великобритании и Бельгии с 1970 по 1996 год, всего было выпущено более 1800 танков в вариантах «Скорпион» и «Симитэр» (англ. Scimitar), FV107, различавшихся вооружением. Относился к числу наиболее быстроходных гусеничных боевых машин своего времени. Состоит на вооружении Британской Армии, использовался ей в Фолклендской войне, войнах в Персидском заливе и Афганистане, а также в ряде миротворческих операций. Поставлялся на экспорт в ряд других стран, по состоянию на 2008 год, в некоторых из них снят с вооружения, но всё ещё остаётся на вооружении 18 армий.

Скорпион

http://www.uhodmed.ru/lechenie-zapoya-ochistite-svoyu-sistemu.html

История создания

К началу 1960-х годов, разведывательные подразделения Британской Армии имели на вооружении лишь бронеавтомобили «Феррет» и «Саладин», принятые на вооружение, соответственно, в 1952 и 1959 годах. Хотя обе этих машины оказались весьма успешными, к 1960-м годам у Британской Армии появилась потребность в новой разведывательной машине, связанная с изменениями в военной доктрине. В 1950-е годы, постоянно возраставшие расходы на содержание многочисленных воинских контингентов в отдалённых частях света постепенно делали для Великобритании их поддержку всё более проблематичной. Поэтому, к 1960-м годам, с развитием транспортной авиации, в Генеральном штабе была сформулирована новая военная доктрина, по которой постоянные гарнизоны должны были быть заменены дислоцированными в Великобритании частями быстрого реагирования, которые могли бы быть оперативно доставлены по воздуху к возникшей «горячей точке». Планировалось, что подкрепления, тяжёлое вооружение и техника, в частности бронетехника, будут позднее доставляться морем, однако было очевидно, что доставлявшимся воздухом частям также необходима бронетехника, способной как осуществлять огневую поддержку, так и в случае необходимости бороться с бронетехникой противника. Таким образом, возникла необходимость в новой лёгкой бронированной боевой машине, способной одновременно эффективно действовать в роли разведывательной, обладающей достаточной огневой мощью для поддержки пехоты, но в то же время достаточно лёгкой для перевозки военными транспортными самолётами. Разработка такой машины, получившей условное обозначение AVR (англ. Armoured Vehicle Reconnaissance — разведывательная бронемашина) в 1960 году генеральным штабом была поручена Центру Изучения и Разработки Боевых Машин (англ. FVRDE), первоначально с целью также определить, насколько вообще осуществимо на практике сочетание подобных требований.

Первоначально, Генеральный штаб не выдвигал чётких требований к машине, за исключением тех ролей, которые она должна была выполнять. Так, конструкторы не были даже ограничены в выборе ходовой части машины — рассматривались как гусеничный, так и колёсный варианты. Первый проект новой машины, на гусеничном ходу, был разработан в том же году и имел необычную компоновку, с размещением 76-мм или 105-мм пушки и всех троих членов экипажа во вращающейся рубке с ограниченными углами наводки. Возможности борьбы с тяжёлой бронетехникой ему придавали контейнеры с ПТУР «Свингфайр», установленные в кормовой части. К концу 1963 года был разработан и другой проект, на этот раз на колёсном ходу, имевший более традиционную компоновку, но тоже с комплексом вооружения, состоящим из пушки и ПТУР. Однако уже проектный вес обеих машин превысил 13 тонн, что было сочтено неприемлемым для перевозки их по воздуху и привело к прекращению работ над ним. В то же время, в Генеральном штабе было решено, что одна машина не может выполнять все требуемые роли, сохраняя при этом приемлемую массу, в результате чего к 1964 году было выдано новое задание, на этот раз на разработку на едином шасси целого семейства машин, чья масса не должна была превышать 6—6,5 тонн. Работы в этом направлении велись FVRDE ещё в 1963—1964 годах и привели к созданию ряда проектов, не вышедших за стадию предварительного планирования.

Откройте новые грани красивых удовольствий с помощью шикарных спутниц, представленных на https://dp.indigram.info. Насладитесь моментами настоящего наслаждения с изысканными незнакомками на https://kaluga.inditail.net. На тебя ожидает незабываемое приключение с изысканными незнакомками на https://orel.inditail.net, готовыми погрузиться в мир страсти и наслаждения.

В 1965 году FVRDE была создана опытная бронемашина под обозначением TV15000, предназначенная для испытания и отработки последних достижений в области танкостроения, которые позднее предполагалось использовать на серийных машинах. Так, TV15000 первым среди британской бронетехники получил корпус, а позднее и гусеницы из алюминиевого сплава, что в сочетании с высокой удельной мощностью позволило ему достичь скорости в 77 км/ч. В апреле 1965 года Генеральный штаб поручил FVRDE разработку семейства из двух разведывательных машин — лёгкого танка, вооружённого 76-мм пушкой во вращающейся башне и носителя ПТУР, вооружённого ракетами «Свингфайр». Проект получил обозначение CVR (англ. Combat Vehicle Reconnaissance — боевая разведывательная машина). Одновременно были уточнён вес машин, который не должен был превышать 7928 килограмм, что позволяло перевозку двух их в транспортном самолёте C-130. Ещё одной определяющей характеристикой стала общая ширина машины, которая не должна была превышать 2134 мм, что также обуславливалось перевозкой в C-130. С учётом достаточного для сохранения маневренности соотношения длины гусеничной машины к её ширине, это определило и общую её длину. Дополнительными требованиями, выдвинутыми Генеральным штабом, были минимальная шумность машины, удельное давление на грунт, не превышающее 0,35 кг/кв.см., а также способность к плаванию при помощи подъёмного экрана. Также вскоре, помимо первоначальных двух машин семейства, Генеральным штабом была заказана разработка ещё четырёх — бронетранспортёра, санитарной и штабной машин, а также БРЭМ.
В августе 1965 года была построена испытательная платформа для силовой установки CVR(T), состоявшая из передней части корпуса с установленным в ней двигателем. Испытания выявили ненадёжную работу системы охлаждения двигателя, однако эта проблема вскоре была исправлена. За этим последовала постройка первого ходового прототипа, обозначавшегося как MTR (англ. Mobile Test Rig — мобильная тестовая платформа). Испытания прототипа также завершились успешно и Генеральный штаб начал подготовку к серийному производству. К тому времени название машины сменилось на CVR(T) (англ. Tracked — гусеничная), чтобы отличать его от проекта CVR(W) (англ. (Wheeled) — колёсная), приведшего к созданию бронеавтомобиля «Фокс». Также вариант лёгкого танка получил имя собственное, как и у «Саладина», которого он должен был сменить, начинавшееся на букву «С» — «Скорпион» (англ. Scorpion). Подобное название было дано танку за кормовое расположение башни, вызывавшее ассоциации с хвостом скорпиона. По сквозной системе обозначений британской бронетехники, танк получил обозначение FV101.

Скорпион

Серийное производство

В 1967 году Генеральным штабом был организован конкурс на производство «Скорпиона» и других машин семейства CVR(T), в котором победила фирма Alvis Cars, ранее осуществлявшая производство «Саладина» и ряда других образцов бронетехники. В сентябре 1967 года фирме был выдан заказ на подготовку CVR(T) к серийному производству и сборку 30 предсерийных образцов, в том числе 17 танков «Скорпион» и 13 машин шести других вариантов. Первый прототип был закончен 23 января 1969 года, при этом фирме Alvis удалось уложиться в оговорённые контрактом сроки и бюджет, при этом не допустив превышения проектного веса, что при разработке и производстве бронетехники является нечастым событием. После всесторонних испытаний танков, проводившихся как в пустыне Абу-Даби, так и в условиях канадской зимы, при температурах от ?25 до +52 °C, «Скорпион» был официально принят на вооружение Британской Армии в мае 1970 года. Параллельно был принят на вооружение и вариант «Скорпиона» — «Симитэр» (используется также вариант транскрипции «Скимитар») (англ. Scimitar — «Шамшир»), FV107, отличавшийся от него в основном лишь установкой автоматической длинноствольной 30-мм пушки L21A1 «Рарден» вместо 76-мм пушки L23A1 танка «Скорпион» с низкой баллистикой.
Контракт на производство первой серии из 275 «Скорпионов» и 288 «Симитэров» был выдан фирме Alvis 30 июля 1970 года. Вскоре, к Британской Армии присоединилась Бельгия, планировавшая организовать лицензионное производство танка на собственных заводах для нужд своей армии. Производство «Скорпионов» и других машин семейства CVR(T) для нужд Британской Армии завершилось в 1986 году, всего было выпущено 313 «Скорпионов», 334 «Скимитара» и 1216 других машин семейства. Производство CVR(T) в Бельгии, а также на экспорт в Великобритании продолжалось вплоть до 1996 года. Производство осуществлялось на заводах Alvis в Ковентри, в Бельгии осуществлялась лишь сборка машин из британских комплектующих. Хотя точное число произведённых «Скорпионов» и «Симитаров», с учётом экспортных поставок, неизвестно, всего было выпущено более 3500 машин семейства CVR(T), более 1800 из которых составили эти два танка.

Скорпион

Варианты машины

-«Скорпион» (англ. Scorpion), FV101 — базовый вариант, с 76-мм пушкой L23A1
-«Симитэр» (англ. Scimitar), FV107 — вариант с 30-мм автоматической пушкой L21A1 «Рарден»
-«Сейбр» (англ. Sabre) — вариант, полученный установкой на «Скорпион» башни бронеавтомобиля «Фокс», также с 30-мм пушкой L21A1

Состоит на вооружении

-Ботсвана — 25 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Бруней — 20 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Великобритания:
-Британская Армия — 313 «Скорпионов», 334 «Симитэра», из них на 2009 год на вооружении остаётся 327 «Симитэров» и 137 «Сейбров»
-Королевская морская пехота Великобритании — сняты с вооружения
-Полк Королевских ВВС Великобритании — сняты с вооружения
-Венесуэла — 78 «Скорпионов-90», по состоянию на 2010 год
-Гондурас — 12 «Скорпионов» по состоянию на 2010 год
-Индонезия — 60 «Скорпионов-90», по состоянию на 2009 год
-Иордания — 39 «Скорпионов» на хранении, по состоянию на 2009 год
-Иран — 80 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Ирландия — 14 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Малайзия — 26 «Скорпионов-90», по состоянию на 2009 год
-Нигерия — 157 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-ОАЭ — 76 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Оман — 37 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Таиланд — 104 «Скорпиона» и ещё 50 на хранении, по состоянию на 2009 год
-Танзания — 30 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Того — 9 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Филиппины — 65 «Скорпионов», по состоянию на 2009 год
-Чили (Корпус морской пехоты Чили) — 15 «Скорпионов», по состоянию на 2010 год

Боевое применение

Впервые в реальном бою «Скорпионам» довелось принять участие в 1982 году, в ходе Фолклендской войны. Вместе с британскими силами вторжения, предназначенными для высадки на Фолклендские острова, были отправлены 3-й и 4-й взводы эскадрона «B» полка Конной Гвардии, в каждом из которых насчитывалось два «Скорпиона», два «Симитэра» и БРЭМ «Самсон». Танки были доставлены на острова вместе с первой волной десанта и были вкопаны в землю для отражения ожидавшихся контратак аргентинских войск. Противодействие высадке оказывала в основном аргентинская авиация, при отражении налётов которой один из «Симитэров» заявил сбитие штурмовика A-4 огнём 30-мм пушки.
В ходе этой войны «Скорпионы» продемонстрировали свою высокую мобильность и отличную проходимость, действуя на пересечённой, часто заболоченной местности, практически непроходимой для другой техники. Так, при переброске 3-го и 4-го взводов в район бухты Фицрой 3 июня, на бросок, на который командованием отводилось два дня, ушло лишь шесть часов. При пробеге машин, составившем около 560 километров за время операции, лишь один «Скорпион» вышел из строя по техническим причинам, потребовав замены коробки передач. Интенсивность боевых действий танков была невысокой, лишь 11—12 июня в ходе битвы за гору Лонгдон, «Скорпионы» осуществляли огневую поддержку своими 76-мм пушками, а в ночь с 13 на 14 июня, 3-й взвод поддерживал 2-й воздушно-десантный батальон в Битве за Вайрлесс-Ридж, в то время как 4-й взвод поддерживал 2-й батальон Шотландских Гвардейцев в битве за гору Тамблдаун. Единственной потерей в ходе войны, стал «Скорпион» 4-го взвода, подорвавшийся на мине в последней операции. Члены экипажа отделались лёгкой контузией, машина же вышла из строя, но позднее была восстановлена.
Вторым крупным конфликтом с участием «Скорпионов» стала в 1991 году война в Персидском заливе. Великобританией для участия в операции была направлена 1-я танковая дивизия, включавшая в себя средний разведывательный 16/5-й Королевский уланский полк с приданным ему 4-м эскадроном 1-го Королевского гвардейского драгунского полка. «Скорпионы» и «Симитэры», рассчитанные на скрытное ведение разведки, в ровном пустынном ландшафте, обеспечивавшем вдобавок практически неограниченную видимость в хорошую погоду, оказались не слишком востребованны. Вдобавок, проявился возраст танка: на пересечённой местности, «Скорпионы» отставали даже от основных боевых танков «Челленджер», вдобавок, последние обладали тепловизорами, в то время как на «Скорпионах» имелись только устаревшие пассивные приборы ночного видения. Гораздо успешнее «Скорпионы» и «Симитэры» использовались для различных задач охранения, а порой, особенно совместно с другими машинами семейства CVR(T), и для поддержки пехоты.

Использовались Ираном в Ирано-Иракской войне. К концу войны количество иранских «Скорпионов» сократилось с 250 до 40 единиц. Трофейные «Скорпионы» Ирак продавал в Иорданию.

Скорпион

Скорпион

Характеристики

-Классификация: лёгкий танк
-Боевая масса, т: 8,01
-Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное спереди справа, управления слева, боевое сзади
-Экипаж, чел.: 3
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 4794
-Ширина корпуса, мм: 2235
-Высота, мм: 2102
-Клиренс, мм: 356
-Бронирование:
-Тип брони: алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм
Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 76-мм L23A1
-Тип пушки: нарезная
-Боекомплект пушки: 40
-Углы ВН, град.: -10…+35
-Прицелы: перископический бинокулярный и ночной пассивный
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм L8A1 1 х 7,62-мм L9A1
Подвижность:
-Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 195
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Запас хода по шоссе, км: 640
-Удельная мощность, л. с./т: 24,3
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Преодолеваемый подъём, град.: 30
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2,05
-Преодолеваемый брод, м: плавает, после подготовки