Энциклопедия вооружений

Советский тяжёлый танк КВ-85

Советский тяжёлый танк КВ-85

КВ-85 (Объект 239)

Советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940—1943 гг. Индекс 85 означает калибр главного вооружения машины.

Тяжёлый танк КВ-85

Данная боевая машина была создана конструкторским бюро опытного завода № 100 в мае—июле 1943 года в связи с появлением у противника новых тяжёлых танков «Тигр». КВ-85 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 8 августа 1943 года и серийно выпускался на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) до октября того же года включительно. Причиной снятия с производства послужил переход ЧКЗ на выпуск более совершенного тяжёлого танка ИС-1. Всего ЧКЗ построил 148 танков КВ-85, которые активно использовались в боевых действиях 1944 года. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944—1945 гг. До настоящего времени сохранились только один аутентичный КВ-85 и один более ранний опытный танк «Объект 238» (КВ-85Г).

Советский тяжёлый танк КВ-85

КВ-85Г

История

Появление в конце 1942 — начале 1943 года нового немецкого тяжёлого танка «Тигр» сразу же сделало советский тяжёлый танк КВ-1 и его «скоростную» модификацию КВ-1с устаревшими. Непробиваемая немецкими танковыми и противотанковыми пушками в 1941 и начале 1942 года броня танка КВ не представляла для пушки «Тигра» особой трудности, а 76-мм пушка ЗИС-5, установленная на КВ, могла пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с дистанций, не превышающих 200 м. В этих условиях были форсированы работы по созданию нового тяжёлого танка ИС для Красной Армии и образцов артиллерийского вооружения, которые могли поразить броню «Тигра». По итогам обстрела трофейного «Тигра» было выяснено, что на дистанции до 1000 м его лобовая броня пробивается снарядами 85-мм зенитной пушки образца 1939 года (52-К). Поэтому 5 мая 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами были поставлены задачи о создании танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

КВ-85

За выполнение этого задания были ответственными Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина и Конструкторское Бюро артиллерийского завода № 9 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова. Каждый из этих коллективов старался провести свою конструкцию на вооружение, и их главы не раз посылали письма в вышестоящие инстанции с обвинениями в адрес «конкурентов» и ответами на них по тем или иным техническим или организационным вопросам. Тем не менее к 14 июня 1943 года оба коллектива представили для монтажа в опытные танки свои орудия. ЦАКБ создал 85-мм пушку С-31 на основе серийной 76-мм танковой пушки ЗИС-5 путём наложения на её люльку 85-мм ствольной группы. КБ завода № 9 применило свой проект самоходной 85-мм пушки Д-5С, затвор и подъёмный механизм к которой были позаимствованы от серийной 76-мм танковой пушки Ф-34.

Орудие Ф-34 на танке Т-34 обр. 1943 в Немецком танковом музее

К 20 июля 1943 года опытный завод № 100 построил два опытных танка КВ, оснащённых данными орудиями. Первым из них был «Объект 238», иногда называемый КВ-85Г. Эта машина полностью соответствовала техническому заданию — у танка КВ-1с со штатной башней на погоне 1535 мм заменили 76-мм пушку ЗИС-5 на 85-мм орудие С-31 конструкции ЦАКБ. Вторым опытным танком был «Объект 239» или КВ-85, собранный в инициативном порядке конструкторами ЧКЗ и завода № 100 под руководством Жозефа Яковлевича Котина. Поскольку в наличии имелась лишняя башня от нового танка ИС (корпус для неё ещё не был готов), то её поставили на шасси КВ-1с, увеличив диаметр нижнего погона на крыше боевого отделения со штатного 1535 мм до 1800 мм. Эта операция была довольно сложна технически, так как диаметр погона вообще превышал ширину крыши боевого отделения. Решение нашли в расширении подбашенной коробки за счёт приваривания цилиндрических броневых вставок под выступающие части погона. Поскольку второй пушки С-31 для вооружения «Объекта 239» не было, то его вооружили 85-мм пушкой Д-5Т конструкции КБ завода № 9. Вместе с двумя прототипами танка ИС, КВ-85 участвовал в заводских испытаниях, в которых КВ-85Г не принимал участие — всем было понятно, что последний их не пройдёт из-за крайней тесноты боевого отделения. Всего КВ-85 прошёл на испытаниях 284,5 км, средняя скорость движения составила 16,4 км/ч. Ввиду большой необходимости Красной Армии в новых танках эти испытания шли в зачёт как государственные и, не дожидаясь их итогов, ГКО 8 августа принял постановление № 3891 о принятии на вооружение КВ-85 и начале серийного выпуска данных танков на ЧКЗ. Спустя несколько дней первые серийные КВ-85 уже покинули сборочные линии ЧКЗ.

КВ-85. Вид с кормы танка.

Пушка Д-5Т также продемонстрировало своё преимущество над С-31 на испытаниях с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском полигоне. В данных испытаниях принимали участие все четыре опытные машины — два прототипа ИС, КВ-85 и КВ-85Г. Д-5Т меньше вибрировала после выстрела, не имела громоздких уравновешивающих грузов, обладала меньшими габаритами, прочностью и лёгкостью в обслуживании. Однако платой за это стало применение в её конструкции многих мелких деталей с высокими требованиями к их допускам и механической обработке. Как следствие, Д-5Т выпускалась небольшими сериями. Изначально пушка Д-5Т монтировалась на танки Т-34-85 постройки только завода № 112 «Красное Сормово». Однако в башне танка Т-34-85 она занимала много места, довольно сильно затрудняя работу заряжающего, не позволяла расположить в башне дополнительного 3-го члена экипажа, была дороже, чем пушка С-53, что не позволило впоследствии монтировать её на все новые средние танки Т-34-85, для которых пришлось создать более технологичную и компактную 85-мм пушку С-53, а впоследствии её доработанный вариант ЗИС-С-53 с идентичной баллистикой.

85-мм танковая пушка ЗИС-С-53.

Производство

Первый серийный танк типа КВ-85 был собран на опытном заводе № 100, остальные 147 танков построил ЧКЗ. При постройке первых машин применялся задел бронекорпусов для КВ-1с, поэтому отверстия для шаровой установки курсового пулемёта пришлось заваривать, а в подбашенной коробке делать вырезы под расширенный погон башни. У машин последующих серий в конструкцию бронекорпуса были внесены необходимые изменения. КВ-85 находился в производстве на ЧКЗ три месяца, с августа по октябрь 1943 года. В августе было сделано 22 танка, в сентябре — 63 танка, в октябре — 63 танка. Малый объём поставок 85-мм пушки Д-5Т и большая потребность в ней для вооружения новых танков ИС-1 и Т-34-85 привели к тому, что в августе выпуск КВ-85 вёлся параллельно с КВ-1с, а в ноябре 1943 года наивысший приоритет был присвоен выпуску танка ИС, и КВ-85 был совсем снят с производства.

КВ-85

Описание конструкции

КВ-85 по своей сути являлся переходной моделью между танками типов КВ-1с и ИС-1. От первого КВ-85 полностью взял ходовую часть и большое количество деталей бронекорпуса, а от второго — башню с орудием. Изменения касались только бронедеталей подбашенной коробки — у КВ-85 они были сделаны заново для размещения новой и более габаритной по сравнению с КВ-1с башни с погоном 1800 мм. Танк имел классическую компоновку, как и все другие серийные советские тяжёлые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель раполагался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое совмещало среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же размещались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были оборудованы в корме машины.

КВ-85

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 100 мм размещались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня монтировалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность соприкосновения нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало её заклинивание при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Танк КВ-85 и схема его бронирования

Механик-водитель размещался по центру в передней части бронекорпуса танка. Поскольку установка более крупной по сравнению с КВ-1с башни не позволила расположить в отделении управления стрелка-радиста, то он был вообще удалён из состава экипажа. Отверстие в лобовой части под шаровую установку курсового пулемёта заваривалось, а сам пулемёт монтировался справа от механика-водителя в неподвижной установке. Неприцельный огонь из него вёл механик-водитель путём нажатия на гашетку электроспускового механизма расположенным на одном из рычагов управления. Такое конструктивное решение перешло на последующие советские тяжёлые танки ИС, а впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вынуждены были вовсе отказаться. Три члена экипажа размещались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа — заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм. Посадка и выход экипажа происходили через люки в башне: круглый двустворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Корпус также был оборудован днищевым люком для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Тяжёлый танк КВ-85

Вооружение

Главным вооружением КВ-85 являлась 85-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-5). Орудие устанавливалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием Д-5Т также являлась уравновешенной: её центр масс размещалась на геометрической оси вращения. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки от -5 до +25 град., при фиксированном положении башни она была способна наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел происходил посредством электрического или ручного механического спуска.

КВ-85

Боекомплект орудия составлял 70 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На КВ-85 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: неподвижный курсовой, спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке в приливе на задней части башни. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3276 патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и применять вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда вооружался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

Серийный КВ-85

Двигатель

КВ-85 оборудовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 11 кВт (15 л. с.) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-85 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л размещались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оборудовался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Кв-85 вид сверху

Трансмиссия

Танк КВ-85 оборудовался механической трансмиссией, в состав которой входили:

-многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
-четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
-два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
-два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией — механические.

Тяжёлый танк КВ-85

Ходовая часть

Ходовая часть танка КВ-85 полностью идентична аналогичному узлу танка КВ-1с. Подвеска машины — индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления размещались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой, каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Ходовая часть танка КВ-85, опорные катки, поддерживающий каток и ведущее колесо.

Ходовая часть танка КВ-85, ленивец и часть механизма натяжения гусеницы.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-85 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

-электромотор поворота башни;
-наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
-наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
-контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
-электроспуск пушки;
-средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
-электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Модель КВ-85

Средства наблюдения и прицелы

Для ведения огня из танковой пушки и спаренного с ней 7,62 мм пулемета наводчик-оператор КВ-85 располагал двумя прицелами. Телескопический прицел 10Т-15 имел увеличение х2,5 и поле зрения 16 градусов. Перископический прицел ПТ4-15 так же обладал увеличением х2,5. Телескопический прицел 10Т-15 мог быть заменен на шарнирный телескопический прицел ТШ-16 с увеличением х4. Для ведения огня с закрытых позиций в танке был боковой уровень. Для прицеливания наводчик применял электропривод поворота башни и ручной механизм вертикального наведения. Для производства выстрела у пушки был электроспуск. Дальность эффективного огня по целям типа «танк» — 1-1,5 км. Дальность прицельной стрельбы по характеристикам прицелов — 5 км. Командир для поиска цели и наблюдения за местностью применял поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, дающий сектор обзора 360 градусов. Дальность распознавания цели типа «танк» — 1-1,5 км. В качестве запасного средства командир имел 6 визирных щелей по периметру командирской башенки. Кормовой пулемёт ДТ из которого вел огонь командир мог комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с увеличением х4. Заряжающий танка КВ-85 имел в своем распоряжении поворотный перископический наблюдательный прибор МК-4, который давал практически круговой обзор. Из за низкого его размещения сектор его обзора закрывала командирская башенка и головка прицела ПТ4-15. Помимо этого в правом и левом бортах башни были визирные щели — по одной на борт. Механик водитель вел наблюдение через один (на некоторых танках два) перископический наблюдательный прибор МК-4 и визирную щель в люк-пробке размещённой в центре верхней лобовой плиты корпуса. При вождении танка в походных условиях люк-пробка выдвигался наружу и механик вел наблюдение непосредственно через проем люка. Для освещения местности в темное время суток рядом с люк-пробкой справа установлена фара.

Советский тяжёлый танк КВ-85

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

9-РМ — передатчик из комплекта танковых КВ радиостанций 9-Р и 9-РМ

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она уменьшалась. Большую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты производилась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах, для их смены применялся другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК-26

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис разрешало вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

ТТХ

Размеры

-Длина корпуса, мм: 6900
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8490
-Ширина корпуса, мм: 3250
-Высота, мм: 2830
-Клиренс, мм: 450

Бронирование

-Тип брони: гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 40/65 град. и 75/30 град.
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 75/?30 град.
-Борт корпуса, мм/град.: 60
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 40/35 град.
-Корма корпуса (низ), мм/град.: 75/цил.
-Днище, мм: 20—30
-Крыша корпуса, мм: 30
-Маска орудия, мм/град.: 100
-Борт башни, мм/град.: 100/15 град.
-Крыша башни, мм: 40

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 85-мм Д-5Т
-Длина ствола, калибров: 52
-Боекомплект пушки: 70
-Углы ВН, град.: -3…+23 град.
-Углы ГН, град.: 360 град.
-Прицелы: СТ-10, панорама Герца
-Пулемёты: 3 х 7,62-мм ДТ

Подвижность

-Тип двигателя: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 42
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 10—15
-Запас хода по шоссе, км: 330
-Запас хода по пересечённой местности, км: 180
-Удельная мощность, л. с./т: 13,0
-Тип подвески: торсионная индивидуальная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,79—0,80
-Преодолеваемый подъём, град.: 40 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,8
-Преодолеваемый ров, м: 2,7
-Преодолеваемый брод, м: 1,6

Танк-памятник КВ-85 в Автове, вид спереди.

ТипТяжёлый танк
Боевая масса46,0 т
Калибр85 мм
Экипаж4 чел