Энциклопедия вооружений

Обзор боевого танка Т-90

Сравнительные ТТХ современных основных танков
Россия Т-90А Украина БМ "Оплот" США Абрамс М1А2 SEP Германия Леопард 2А6М Франция АМХ-56 Леклерк Великобритания Челенджер 2 Италия С1 Ариете Польша РТ-91М
Год принятия на вооружение 2005 2009 2000 2004 2004 1992 2002 2010
Боевая масса, т 46,5 51,0 63,0 68,5 54,6 62,5 54,0 45,5
Экипаж 3 3 4 4 3 4 4 3
Калибр пушки, мм 125 125 120 120 120 120 120 125
Управляемое вооружение Рефлекс-М Комбат нет нет нет нет нет нет
Боекомплект, выстрелов 42 46 42 42 40 52 42 40
Динамическая защита Контакт-5 Дуплет TUSK ARAT да нет ROMOR нет ERAWA
Активная защита Штора-1 Варта AN/VLQ-6 MCD MUSS нет данных нет данных нет данных OBRA-3
Мощность двигателя, л.с. 1000 1200 1500 1500 1500 1200 1275 1000
Удельная мощность, л.с./т 21,5 23,5 23,8 24,0 27,5 19,2 23,6 22,0
Максимальная скорость, км/ч 60 70 67 72 72 56 65 65
Запас хода по шоссе, км 550 500 425 550 550 400 550 480

Огневая мощь

Т-90

Система управления огнём и прицельные приборы

Т-90 начальных выпусков оборудовались устаревшими активными приборами ночного видения, уступавшими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. На Т-90А и Т-90СА с 2006 года оборудываются французские тепловизоры Катрин-ФС.

Система управления огнём Т-90 оценивается экспертами как морально устаревшая (несмотря на возможность ведения стрельбы на ходу, с максимальными показателями и скорости и дальности и точности) поскольку командирский прицельно-наблюдательный комплекс не имеет горизонтальной стабилизации, дальномерный пост имеет ограниченные углы горизонтального наведения панорамного обзора, прицелы наводчика сделаны как отдельные комплексы (в зарубежных и новейших российских СУО и прицел наводчика — единый многоканальный прибор). В процессе модернизации на следующих модификациях часть проблем была решена.

Вооружение

фотография танка Т-90

По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек Rheinmetall Rh-120, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их настоящая эффективность гораздо больше зависит от принимаемых боеприпасов.

Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются большим рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2200 метров для подкалиберных и 1500 метров для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное попадание в цель на дистанциях более 2800 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих поиск и обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс может проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни неподвижного танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных ОБТ, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны (но пока не распространены) танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения, например, LAHAT, превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях.

По мнению большинства экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, однако это мнение не бесспорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на иностранных танках выполняют картечные снаряды (США) или кассетные снаряды. В Израиле в 2010 году на вооружение был принят многофункциональный кассетный снаряд KALANIT (Anti-Personnel Anti-Material Multi-Purpose Tank, M329 Cartridge), предназначенный для поражения живой силы на открытом пространстве и внутри укреплений, и уничтожения легкобронированной техники. Однако все аналоги малоэффективны против защищённых целей, так как являются в первую очередь осколочными.

Т-90 выстрел в полёте

Защищённость и живучесть

Топливная система на Т-90 относительно уязвима из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения. Места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность попадания в них противника значительно высока. При этом баки не изолированы от экипажа, большую опасность создаёт бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта. С 1999 года в Т-90 баки в отделе механика водителя всё же были отгорожены листами стали. В результате доработки на Т-90А(С) была оборудована современная система экстренного пожаротушения (ППО), что повысило живучесть танка. Также была модернизирована защита топливных баков.

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация (при отсутствии противопожарного оборудования) гарантированно приводит к полному уничтожению танка.

Высокая взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, обнаружилась уже в 1980-х гг. При этом, по мнению некоторых авторов, размещение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является расположение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако их выпуск так и не начался).

Так же следует отметить, что динамическая защита «Контакт-5» неэффективна против БОПС (бронебойный оперённый подкалиберный снаряд (стреловидный оперённый снаряд)) типа M829А3 и ДМ-63, а также ПТУР с тандемными боевыми частями, которые проходят «Контакт-5» без потерь в пробиваемости. Однако данные эти не точны, так как предполагается (по источникам) что после создания в США БОПС М829А2, а также в связи с появлением в мире противотанковых снарядов с тандемными боевыми частями, преодолевающих «Контакт-5» без потерь в пробиваемости, в России была проведена модернизация динамической защиты «Контакт-5» с целью придания ей противотандемных свойств, которая впоследствии и оборудовалась на последующие серийные танки. Из всех известных ПТУР самыми опасными для Т-90А на данный момент являются HOT-3 и MAPATS.

На новой модификации Т-90СМ немеханизированный боекомплект размещён в башенной нише.

20 октября 1999 года прошли обширные испытания защиты танков Т-80У и T-90 от различных типов угроз. Испытания включали в себя обстрел из ручных гранатомётов (РПГ-29, РПГ-7 с выстрелами ПГ-7ВР и РПГ-26) и нескольких видов ПТРК («Малютка-2», «Метис»-М, «Конкурс», «Корнет»). Танки также подверглись обстрелу БОПС 3БМ42М, выпущенных из танка Т-80 с дистанции 1500 м. Обстрел делался в лобовую (а также в бортовую и кормовую) проекцию танков, защищённых ВДЗ «Контакт-5» и лишённых её. В ходе испытания было обнаруженно, что РПГ-29 — самое эффективное средство поражения среди использованных. Практические исследования подтвердили высокий уровень защиты Т-90 против указанных выше противотанковых средств.

Подвижность

На Т-90 первых выпусков применялась ходовая часть, полностью позаимствованная у танка Т-72Б. На более поздних выпусках танков применяется усовершенствованная ходовая часть.

Подвеска танка — индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами повышенной энергоемкости (на 1, 2 и 6 узлах). Гидравлические лопастные амортизаторы двустороннего действия оборудованы на первых, вторых и шестых узлах подвески, жёсткие ограничительные упоры — на первых, вторых, пятых и шестых. При такой высокой энергоемкости подвески её пробои возникают крайне редко, в основном при наезде на крупногабаритные препятствия на высокой скорости.

Коробки передач — планетарные с гидроуправлением. Есть 7 передач вперед и одна передача заднего хода. Скорость заднего хода составляет 5 км/ч. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Система управления танка морально устарела. На Т-90СМ рычаги управления были заменены на современную систему управления на базе штурвала.

Двигатель В-92 по сути является развитием В-2, разработанного в 1930-х гг. Конструкция двигателя отработана в производстве. Монтаж силовой установки требует трудоемких операций по центровке, в то время как большинство зарубежных танков оборудуются моноблоком, что позволяет заменить силовую установку менее чем за час.

Критика

Главный конструктор УКБТМ (ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского») В. Неволин:

"Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его живучестью. Всё-таки расположение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты полностью не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идёт по пути разделения людей и топлива с боеприпасами."

Опыт эксплуатации в российской армии

Старший прапорщик С. Шклярук:

"Это самая надёжная из известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что. Ни холод, ни жара не страшны. Её вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя знать не будешь. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли."

Общий вывод

Некоторые авторы имеют мнение, что общее теоретическое сравнение танков вообще невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного и безповоротного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, взаимодействие подразделений (особенно работа ПВО против самолётов и вертолётов противника, оснащённых противотанковым вооружением), которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.

Т-90А отличается хорошими показателями огневой мощи и подвижности, а также отличной защищённостью. Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Однако результаты этих исследований весьма часто противоречат друг другу. По одним данным, Т-90(А,С) и Т-90М, его модернизированный вариант, превосходят все лучшие современные зарубежные танки. По другим данным, конструкция Т-90 устарела и уступает последним модификациям лучших зарубежных танков.

Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является большой коммерческий успех Т-90С — так как заказчики перед тем как выбрать боевую машину, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные исследования. Однако и при этом нужно учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам. Считается, что Т-90 завоевал высокую популярность на мировом рынке благодаря хорошему сочетанию «цена-качество», а также исключительной неприхотливости и надёжности в эксплуатации.

Огневая мощь

+ Высокая скорость поворота башни (Т-90СМ — 40°/сек,.).

+ Широкая номенклатура боеприпасов, которая включающает в себя БОПС (бронебойный оперённый подкалиберный снаряд (стреловидный оперённый снаряд)), ОФС(осколочно-фугасный снаряд) (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты

+ Наибольшая дальность стрельбы как с места так и на ходу любым боеприпасом по сравнению с конкурентами.

+ Поразил более 60% целей при испытаниях, на которых ни один другой танк (Абрамс, Леопард) не достигли 60%.

+Комплекс управляемого вооружения позволяет поражать цели на расстоянии до 5,0 км. На дальностях свыше 2,5—3,0 км ПТУР имеет преимущества перед БОПС по точности попадания и бронепробиваемости.

+ Применение автомата заряжания позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить забронированный объём при сохранении хорошей защищённости, а также увеличить скорострельность на протяжении всего боя, даже на ходу, в отличие от ручного заряжания.

- Система управления огнём Т-90/А не является самой лучшей, например, СУО японского танка Тип 10 имеет преимущество. СУО «КАЛИНА» Т-90МС превосходит мировой уровень.

- Отсутствует полноценная автоматизированная ТИУС (танковая информационно-управляющая система) (кроме Т-90СМ), которая бы соединила все электронные системы танка в единую сеть.

- На серийных машинах (кроме Т-90АК/СМ) нет бортовой информационно-управляющей системы (БИУС), которая обеспечивает поступление сведений в реальном времени на поле боя, положении машин своего подразделения и техническом состоянии танка.

Защищённость и живучесть

Танк Т-90

+ Динамическая защита «Контакт-5» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» вместе с пассивной бронёй защищает танк от большинства противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan» и «Dragon» Возможно применение Реликт (модульный комплекс динамической защиты 3-го поколения для танков) существенно повышающее защищённость от любых боеприпасов.

+ Надежная защита лба башни и корпуса. Обеспечивается за счёт довольно большой толщины бронирования лобовых деталей, их углом наклона, а также наполнителем и наличием встроенной динамической защиты
+ Хорошая защита крыши. Обеспечивается комбинированной броней (только Т-90А,С,М) толщиной в 80 мм и наличием на ней ДЗ

+ Довольно хорошая защита бортов корпуса в сравнении с некоторыми зарубежными танками. Обеспечивается комбинированной броней 80-75 мм, а также наличием секций противокумулятивных щитков в передней части корпуса. На Т-90СМ установлены еще более совершенные бортовые экраны с ДЗ.

- Недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта в случае пробития брони (отсутствует «мокрая» боеукладка или размещение боеприпасов в защищённых индивидуальных контейнерах, как, например, на танках «Челленджер 2» и «Меркава»).Тем не менее, горизонтальное расположение снарядов и зарядов в АЗ (в отличие от МЗ у Оплот и Т-64/80) ниже погона башни считается самым безопасным вариантом хранения БК, АЗ всех версий Т-90 ,начиная с Т-90А, имеет локальное бронирование (окончательно проблема живучести танка была решена на Т-90СМ, в котором немеханизированная часть БК вынесена в забашенную нишу с вышибными панелями, а АЗ имеет усиленное локальное бронирование)

Подвижность

+ Сравнительно небольшая масса и размеры, что способствует стратегической подвижности, хорошей проходимости и меньшей заметности на поле боя.
+ Единственный танк, полностью прошедший испытания пробегом в Саудовской Аравии (без поломок). А также единственный танк в мире, прошедший испытания в Малайзии, прошедший испытания в Индии (3 часа на демонтаж, ремонт, установку двигателя, в 1 танке из 3).

+ Возможность преодоления водных преград глубиной до 5 метров, в то время, как, например, оборудование для форсирования водных преград танка М1 «Абрамс» разрешает преодолевать водные преграды не более 2 метров в глубину.

Т-90 преодоление водной преграды

- Низкая удельная мощность по сравнению с иностранными ОБТ (кроме Т-90АМ/СМ)

- Низкая скорость заднего хода (5 км/ч) (кроме Т-90АМ/СМ — скорость заднего хода до 30 км/ч)

- Устаревшая механическая трансмиссия (кроме Т-90АМ/СМ)

Т-90С; Т-80У; Т-90А