Энциклопедия вооружений

Обзор танка БМ Оплот

Оценка

Украинский танк БМ

Огневая мощь

+ Комплекс управляемого вооружения «Комбат» может поражать цели на расстоянии до 5,0 км. На дальностях свыше 2,5—3,0 км ПТУР имеет преимущества перед БОПС по точности попадания и бронепробиваемости.

+ Наличие автомата заряжания увеличивает реальную скорострельность на поле боя и нивелирует человеческий фактор (усталость заряжающего, сложность ручного заряжания при быстрой езде по сильно пересеченной местности).

- Система управления огнём морально устарела и значительно уступает новейшим аналогам, например, СУО японского танка Тип 10. СУО БМ «Оплот», в частности, не может автоматически сопровождать взятую в прицел движущующуюся цель с учётом поправок на её поражение.

- Отсутствует полноценная автоматизированная ТИУС (танковая информационно-управляющая система), которая бы объединила все электронные системы танка в единую сеть.

- Отсутствует БИУС (боевая информационно-управляющая система), обеспечивающая автоматизированное управление тактическим звеном и позволяющая вести обмен боевой и разведывательной информацией на поле боя между танком, другой боевой техникой различных родов войск и пунктами управления в режиме реального времени.

Защищенность и живучесть

+ Равномерная защита башни и небольшое количество ослабленных зон.

+ Выполнен из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом, что обеспечивает прирост стойкости к пробитию при прочих равных на 10—15 %.

+ Современная модульная противотандемная динамическая защита башни и корпуса «Дуплет».

+ Системы активной защиты «Варта» и «Заслон» (украинский комплекс активной защиты).

+ Использование эжекторной системы охлаждения и выхлоп двигателя назад, по сравнению с выхлопом на левый или правый борт, способствует снижению заметности танка в ИК-диапазоне, что затрудняет наведение средств обнаружения и поражения с инфракрасными головками самонаведения и критично для выживаемости танка на поле боя.

- Недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта в случае пробития брони (боекомплект вынесен из боевого отделения лишь частично, на башне не предусмотрены вышибные панели, полностью отсутствует «мокрая» боеукладка или размещение снарядов в защищенных индивидуальных контейнерах, как, например, на танках «Челленджер 2» и «Меркава»).

Подвижность

+ Двигатель танка 6ТД-2Е отработан в производстве, надежен и довольно хорошо приспособлен для эксплуатации в жарком и высокогорном климате, где находятся потенциальные заказчики экспортной версии танка.

+ Высокие удельные показатели литровой и габаритной мощности двигателя 6ТД-2Е (удельная мощность моторно-трансмиссионного отделения «Оплот-М» составляет 387 л.с./куб.м. против 333 и 258 л.с./куб.м. соответственно у танков «Леопард 2» и «Абрамс»), благодаря чему уменьшается требуемый объём МТО, снижается силуэт и масса танка.

+ Меньшие потери мощности при использовании эжекторной системы охлаждения радиаторов двигателя по сравнению с вентиляторной системой. Четырёхтактный дизельный двигатель, например, В-92С2 тратит до 15 % крутящего момента на привод вентилятора охлаждения радиаторов в напряжённых режимах эксплуатации, в то время как эжекторная система охлаждения 6ТД-2Е работает намного эффективней, быстро реагирует на изменение температуры окружающего воздуха, проще конструктивно и не имеет подвижных деталей.

+ Современная автоматическая трансмиссия обеспечивает маневренность и удобство управления на уровне лучших западных танков.

https://westsharm.ru/kak-vyyti-iz-zapoya/

+ Возможность форсирования водных преград глубиной до 5 метров, в то время, как, например, оборудование для форсирования водных преград танка М1 «Абрамс» разрешает преодолевать водные преграды не более 2 метров в глубину.

- Двигатель 6ТД-2Е требует установки высокоэффективной воздухоочистительной системы больших размеров, это связано с особенностями двухтактного двигателя танка (значительное количество воздуха идет на продувку цилиндров, что увеличивает суммарный расход воздуха).

- Высокий расход масла (7-19 л/100 км по сухой грунтовой дороге и 4-11 л/100 км по дороге с твёрдым покрытием) и неполное сгорание рабочей смеси создают очень дымный и токсичный выхлоп.

- Для пуска двигателя необходимо использовать системы электрофакельного подогрева и масловпрыска при температуре окружающего воздуха ниже +5 град.C (ниже ?25 град.C при использовании маловязкого масла).

Оценка машины

БМ

БМ «Оплот» отличается сбалансированными показателями защищённости, огневой мощи, подвижности и стоимости изготовления. Типичное для харьковской школы танкостроения применение автомата заряжания позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить забронированный объём при защите, как минимум, не уступающей лучшим западным танкам. Танк отличается относительно небольшой массой и размерами, что способствует стратегической подвижности, хорошей проходимости и меньшей заметности на поле боя.

М. Д. Борисюк, главный конструктор по созданию бронетанковой техники и артиллерийских систем, начальник КП ХКБМ, генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор:

"«Оплот» является принципиально новой машиной, которая спроектирована на уровне современных мировых аналогов… По основным характеристикам — боевой мощи, мобильности и защите — танк «Оплот» находится на уровне лучших мировых образцов… «Оплот» имеет сегодня самый высокий в мире уровень защиты среди своих аналогов, в частности, от боеприпасов тандемного типа."

В книге «Броня крепка» М. Д. Борисюк обозначает направления совершенствования танка:

"По танку «Оплот» прежде всего необходимо усовершенствовать характеристики вооружения и боеприпасов, включая и упрочнение канала ствола. Вообще, проблема боеприпасов становится все острее и острее, и проблема эта в силу её емкости и высокого уровня расходов в компетенции украинского правительства. Без решения на самом высоком уровне её не преодолеть. Далее по танку «Оплот» следует повысить и оптимизировать защиту танка с верхней полусферы, особенно от огня вертолетов противника. Наконец, третьим важным направлением должно стать увеличение запаса мощности двигателя приблизительно на 200 лошадиных сил, причем без увеличения габаритных размеров моторно-трансмиссионного отделения."

По мнению Василия Чобитка, автора «Броне-сайта», «Оплот-М» является основным кандидатом для замены танков Т-64, Т-72, Т-80 и последующей унификации танкового парка.

Следует отметить, что, несмотря на то, что «Оплот-М» в целом находится на уровне лучших западных танков, он не соответствует перспективным требованиям к танкам, заложенных в конце 1980-х годов в «Объекте 477» (также известный как ОБТ «Молот»/«Боксёр»).

В тоже время, постоянно критикуются темпы производства танков: за три года Таиланд получил пять танков из 95:

«Единственный контракт, который был, — с Таиландом. Это сложно комментировать, поскольку поставка партии из пяти машин затянулась, по-моему, более чем на полтора года»
— Игорь Куликов,Уралвагонзавод

Это интересно

-Харьковский БМ «Оплот» во многом базируется на Т-80УД, дизельной версии ленинградского Т-80, который в свою очередь был первоначально спроектирован как газотурбинная альтернатива харьковского дизельного Т-64.
-16 июня 2009 года Председатель Верховной Рады Украины В. М. Литвин во время официального визита в Харьков посетил КП ХКБМ им. А. А. Морозова, ознакомился с образцами бронетехники, спроектированной и изготовленной на предприятии, а также лично проехал около 500 м за штурвалом танка «Оплот-М». На обучение спикера украинского парламента, историка по образованию, вождению танка понадобилось всего лишь пара минут.