Скорость хода | 30 узлов |
Дальность плавания | 4850 миль |
Водоизмещение | 4035 тонн |
Осадка | 4,2 м |
Многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны (по советской классификации — сторожевые корабли), строящиеся для Военно-Морского Флота России. Представляют собой откорректированный проект созданный на базе фрегатов «Тальвар», поставляемых на экспорт для ВМС Индии.
Решение о постройке многоцелевых сторожевых кораблей данного типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашенной политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.
С другой стороны, фрегаты 22350 — корабли нового проекта, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки до ума всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. А фрегаты проекта 11356 уже хорошо освоены промышленностью. Напомним, что шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».
Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они вполне способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.
Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей».
Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на март 2016 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют три «Нерея».
Сторожевые корабли проекта 11356 унаследовали лучшие свойства своих предшественников. При этом качественно новыми стали вооружение и электронное оборудование. Так же как и на «Нереях», у них появилась взлетно-посадочная площадка для вертолёта Ка-27 и ангар для него. Изменилась архитектура корпуса и надстройки, которая отвечает требованиям обеспечения малой заметности. Если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — многоцелевые корабли. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения.
Проект сторожевого корабля создан Северным проектно-конструкторским бюро на базе проекта 1135.6. Корабль создавался для ускоренного пополнения ВМФ России, в результате затяжки реализации проекта 22350, что не позволяло быстро перевооружить ВМФ России этим типом кораблей.
Корпус корабля полубачный, с продленным полубаком и достаточно полными обводами в надводной части носовой оконечности. Корабль имеет трехостровную надстройку. Корпус и надстройка корабля выполнены из стали.
При проектировании корабля, в целях повышения его защищенности и живучести, были применены методы архитектурной защиты с учётом технологии «стелс», а также реализованы мероприятия по снижению акустической заметности и защиты от оружия массового поражения.
В качестве главной энергетической установки применятся двухвальная газотурбинная установка типа COGAG (англ. COmbined Gas turbine And Gas turbine, букв. комбинирование газовой турбины и газовой турбины), состоящая из двух форсажных газотурбинных двигателей (ГТД) и двух маршевых ГТД, работающих через сложные редукторы на два винта фиксированного шага. Суммарная мощность ГЭУ — 56000 л.с.
Электроэнергетическая система включает 4 дизель-генератора WCM 800/5 суммарной мощностью 3200 кВт.
Вооружение включает в себя восемь ячеек универсального корабельного стрельбового комплекса, универсальную автоматическую 100 мм артиллерийскую установку А-190, зенитный ракетный комплекс Штиль-1, две шестиствольные скорострельные 30 мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата и РБУ-6000.
Основу ударного вооружения сторожевого корабля данного проекта составляет вертикальная пусковая установка УКСК 3С14, предназначенная для хранения, транспортировки и запуска ракет семейства Калибр и Оникс.
Противокорабельные ракеты Оникс могут поражать любые надводные цели на дальности до 500 км при исключительно высотной траектории полёта, до 300 км при комбинированной и до 120 км при полёте на малой высоте.
Точная дальность полёта ракет семейства Калибр (в неэкспортном варианте) до сих пор засекречена. По редким заявлениям появлявшимся в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях в 375 км и 2600 км соответственно.
Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100 мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.
Артустановка создана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.
С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка сделана в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.
Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.
Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и предоставило АО "НПФ "Меридиан" (С.- Петербург).
«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, показывает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам обороны. Система может обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.
Применяется для отражения массированных атак противника с воздуха (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет).
Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.
Обеспечивает защиту корабля от высокоточного оружия противника (включая противокорабельные ракеты), а также уничтожение малоразмерных целей. В комплексе «Каштан» впервые в мире объединено ракетное и артиллерийское оружие: твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30 мм шестиствольных автомата АО-18К. Высокая боевая устойчивость комплекса обеспечивается за счёт наличия каналов одновременного сопровождения целей и ракеты в радиолокационном и телевизионно-оптическом режимах.
Нужна CMS для интернет-магазина? Узнай топ CMS интернет-магазинов
2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.
Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.
Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.
Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, предназначено для противодействия средствам поражения противника.
Противолодочный вертолёт Ка-27 или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач во время борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оснащён ангаром и взлетно-посадочной площадкой.
Название |
Борт. № |
Верфь |
Зав. № |
Заложен |
Спущен |
В строю |
Флот |
Состояние |
Примечания |
Адмирал Григорович |
745 | ССЗ «Янтарь» | 01357 | 18.12.2010 | 14.03.2014 | 11.03.2016 | Черноморский флот ВМФ России | В строю. | |
Адмирал Эссен |
751 | ССЗ «Янтарь» | 01358 | 08.07.2011 | 07.11.2014 | 04.2016 (по плану) | Черноморский флот ВМФ России | Государственные испытания | |
Адмирал Макаров |
ССЗ «Янтарь» | 01359 | 29.02.2012 | 02.09.2015 | 2016 (по плану) | Черноморский флот ВМФ России | Швартовные испытания | ||
Адмирал Бутаков |
ССЗ «Янтарь» | 01360 | 12.07.2013 | 02.03.2016 | Черноморский флот ВМФ России | Спущен на воду. | Возможна замена силовой установки на М90ФР, или установка новых двигателей М70МФРУ. | ||
Адмирал Истомин |
ССЗ «Янтарь» | 01361 | 15.11.2013 | Черноморский флот ВМФ России | К началу лета 2016 г. планируется довести до уровня готовности заказа 01360. | Возможна замена силовой установки на М90ФР, либо установка новых двигателей М70МФРУ | |||
Адмирал Корнилов |
ССЗ «Янтарь» | 01362 | Черноморский флот ВМФ России | Строительство возобновлено. К середине лета 2016 г. планируется построить корпус без надстроек. |
С самого начала планировалась постройка 6 единиц — три для ЧФ и три для БФ.Вполне возможно, что данная серия кораблей будет продлена до 9 или даже 12 единиц.
После вхождения АР Крым в состав РФ, было принято решение о постройке всех шести сторожевых кораблей для Черноморского флота. Общее количество сторожевых кораблей проекта 11356Р/М будет увеличено до 9. Третья тройка кораблей будет построена специально для Тихоокеанского флота.
Так до сих пор и не ясно, будут ли строить данный тип сторожевых кораблей для Балтийского флота, как планировалось в начале, или нет. Проект 11356Р/М, как уже освоенный ВПК, был временной мерой в связи с задержкой постройки фрегатов проекта 22350, которых планировалось построить по 5 единиц на каждый флот.
Но в связи с задержкой строительства фрегатов проекта 22350 ожидается увеличение количества заказа на фрегаты проекта 11356Р/М. На март 2014 года, головной корабль «Адмирал Григорович» был спущен на воду. Ввод корабля в строй ВМФ сорван минимум на год и отодвинут на 2015 г.
Из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок для фрегатов проекта 11356Р флот откажется от трех последних кораблей этого типа, заявил 1 июля 2015 журналистам на военно-морском салоне в Петербурге главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков. По его словам, вместо этих трех крупных кораблей будет построено 18 малых ракетных кораблей с крылатыми ракетами нового проекта 22800, а головной корабль будет заложен в 2016 г.
Программа строительства шести фрегатов проекта 11356Р для Черноморского флота была утверждена еще в 2010 г. Были заключены два контракта стоимостью примерно по 40 млрд руб. каждый на строительство двух партий по три корабля этого проекта, ранее шесть фрегатов этого типа были построены для ВМС Индии. В настоящее время головной корабль проекта — фрегат «Адмирал Григорович» — проходит заводские ходовые испытания, следующий фрегат, «Адмирал Эссен», начал швартовые испытания, а третий корабль, «Адмирал Макаров», планируется спустить на воду в августе на калининградском судостроительном заводе «Янтарь». Еще два корабля были заложены, их спуск на воду планировался на 2018 г., однако газотурбинные установки были поставлены украинским предприятием «Зоря-машпроект» из Николаева до начала украинского кризиса только для первых трех фрегатов. Аванс на следующие установки на сумму около 2 млрд руб. был перечислен украинской стороне и, по словам бывшего украинского военного чиновника, видимо, «уже растворился», а их поставки официально находятся под запретом по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Министерство обороны и правительство России поставили НПО «Сатурн» (входит в подконтрольную госкорпорации «Ростех» Объединенную двигателестроительную корпорацию) задачу заместить импорт этих украинских двигателей, и ранее некоторые чиновники говорили о том, что это возможно сделать к 2018 г. Однако во время обсуждения проблем замещения поставок украинского предприятия так и не удалось решить вопрос о том, кто будет производить целый ряд механизмов, а для установки уже производимых «Сатурном» газотурбинных установок потребовалось бы перепроектирование корабля, говорит менеджер одного из предприятий «Ростеха». Тем не менее с промышленности не снимается задача по производству газотурбинных установок для более мощных и современных фрегатов проекта 22350, строящихся на петербургской «Северной верфи», для кораблей этого типа «Зоря-машпроект» успел поставить две установки, говорит источник в Объединенной судостроительной корпорации.
Отказ от строительства фрегатов проекта 11356Р и замена их на Черном море малыми ракетными кораблями — логичное решение, это очевидно устаревающий проект, с постройкой кораблей данного типа флот запоздал на 10 лет, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.
-Водоизмещение: 3620 тонн (стандартное); 4035 тонн (полное)
-Длина: 124,8 м (наибольшая)
-Ширина: 15,2 м
-Осадка: 4,2 м (габаритная — 7,5)
-Двигатели: двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG
-Мощность: 2х30450 л.с., ГТА М7Н1 (8450 л.с. маршевая ГТУ, 22000 л.с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт (на индийских фрегатах)
-Скорость хода: 30 узлов
-Дальность плавания: 4850 миль (на 14 узлах)
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 180 (18 офицеров) плюс 20 морских пехотинцев
-Радиолокационное вооружение: БИУС «Требование-М» РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав.№01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
-Радиоэлектронное вооружение: Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
-Тактическое ударное вооружение: УКСК «Калибр-НК»
-Артиллерия: 1х1-100-мм АУ А-190
-Зенитная артиллерия: 2х6-30мм АУ АК-630М
-Ракетное вооружение: 8 противокорабельных ракет ЗМ55 «Оникс» или 3М54 (семейства «Калибр-НК»), УВП ЗС90Э.1 ЗРК «Штиль-1» (36 ЗУР), 8х1 ПУ ЗРК «Игла-1»
-Противолодочное вооружение: 8 противолодочных ракет 91РЭ1 (семейства «Калибр-НК»), 1х12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60)
-Минно-торпедное вооружение: 2х2-533мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
-Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31
Скорость хода | 30 узлов |
Дальность плавания | 4850 миль |
Водоизмещение | 4035 тонн |
Осадка | 4,2 м |