Современное комплексное боевое искусство, созданное Аланом Флоке (фр. Alain Floquet) в 1980 году во Франции на базе трёх японских школ: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (сокращённо — Катори Синто Рю).
Айкибудо, как и его исходные компоненты, относят к «жёстким» школам. Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности.
Во Франции Айкибудо эффективно применяется в армии и полиции. Главный зал, где проходят занятия Алана Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (фр. Association Sportive de la Police de Paris, ASPP)
Название состоит из четырёх иероглифов, имеющих следующие значения:
«гармония, объединение, любовь, сострадание»;
«жизненная энергия, дух, сила»;
«мужество, храбрость, воинственность»;
«путь, дорога, идти».
Чаще всего Айкибудо переводят как: «Путь гармоничного объединения воинского духа и жизненной энергии», «Идти воинским путём в гармонии с жизненной энергией», «Взращивание жизненной энергии путём объединения сострадания и воинственности», «Дух любви на пути воина» или «Дух сострадания на пути воина».
Айкибудо было основано на базе трёх школ боевых искусств: Ёсэйкан айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу и Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.
Стиль Дайто-рю был создан в XI веке мастером Минамото-но Ёсимицу, выдающимся японским военачальником. К концу своей жизни он был назначен губернатором провинции Каи, где один из его потомков основал знаменитую семью Такэда, которая активно создавала различные боевые приёмы. Самым известным её представителем стал знаменитый полководец Такэда Сингэн.
К концу XIX века (последние годы периода Эдо) закончилась эпоха кровопролитных войн между кланами. Вместе с этим начался процесс разоружения самураев. Тогда господин Сайго Таномо (1830 — 1903), каннуси (человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища) и самурай, решил обучать своим техникам лиц, не являющихся членами его клана. Одним из них стал Такэда Сокаку, который вернувшись в провинцию Айдзу обучался техникам айки-дзюцу у мастера Таномо. В 1898 году он формализовал всё боевое наследие и назвал его Дайто Рю Дзюдзюцу, позже переименованное в Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, и, благодаря своему выдающемуся мастерству, широко прославил его.
С 1920 по 1931 год Такэда Сокаку обучал своему искусству Морихэя Уэсиба, который к 1942 году на основе своих знаний в Дайто-рю Айки-дзюцу, дзюдзюцу и кэн-дзюцу создаёт новое боевое искусство — Айкидо. В 1931 году на обучение к Морихэю Уэсибе приезжает Минору Мотидзуки, впоследствии сыгравший огромную роль в популяризации айкидо во Франции. В 1951 году он был отослан в Европу с официальной культурной миссией. В течение двух с половиной лет он знакомил европейцев с искусством своего учителя и своими наработками, называя это «Айкидо Дзюдзюцу», тем самым способствуя развитию крупнейшего сообщества айкидо за пределами Японии. Среди его студентов был молодой французский дзюдоист Джим Алшейк (фр. Jim Alcheik), который в 1954 году отправился в след за своим учителем в страну восходящего солнца и продолжил своё обучение в додзё Ёсэйкан.
В 1958 году вернувшийся из Японии Джим Алшейк по просьбе Минору Мотидзуки официально показал во Франции Айкидо Ёсэйкан и основал Французскую Федерацию Айкидо, Тайдзюцу и Кэндо (англ. French Federation of Aikido, Taijutsu and Kendo, FFATK). Одним из его помощников становится Алан Флоке (1938 года рождения). В 1962 году во время войны за независимость Алжира Джим Алшейк погибает. Чтобы обеспечить будущее айкидо дзюдзюцу во Франции Алан Флоке связывается с Минору Мотидзуки, который присылает в Париж своего сына Хироо. На протяжении двух лет Хироо Мотидзуки обучает Флоке. В 1966 году Алан был назначен техническим директором школы Айкидо Ёсэйкан во Франции. В 1973 году он создаёт C.E.R.A. (фр. Centre International de lAikibudo, «Международный центр айкибудо»).
В 1978 году мастер Минору Мотидзуки присвоил Алану 7-ой дан и титул Кёси тем самым признав его значительные заслуги.
В 1980 году Алан Флоке возобновляет отношения с базовой школой и с наследником Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Такэда Токимунэ, сыном Такэда Сокаку. На базе своих знаний, своего стиля преподавания и практики в таких стилях, как Ёсэйкан айкидо, Катори Синто-рю и Айки-дзюдзюцу, Алан, заручившись полной поддержкой мастера Мотидзцуки, принимает решение создать свою собственную школу и называет её «Айкибудо».
3 июля 1983 году айкибудо объединяется с айкидо чтобы в качестве совместной дисциплины образовать Французскую Федерацию Айкидо, Айкибудо и Аналогов. С тех пор благодаря усилиям мастера Алана Флоке это искусство продолжает развивается во всем мире.
Айкибудо — это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств. Философия этой боевой системы, если исходить из названия, представляет собой поиск смысла бытия методом самосовершенствования и познания на основе постижения боевого искусства. Как и во многих других школах боевых искусств в Айкибудо применятся принцип Айки — объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.
В Айкибудо есть много движений, направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность.
Уважение к целостности партнёра является главным принципом в искусстве Айкибудо.
И нападающий и обороняющийся именуются «партнёрами», а не «противниками». Во время отработки техник участники (нападающий — тори, обороняющийся — укэ) постоянно меняются ролями, благодаря чему на занятиях нет такого понятия как победитель и побеждённый, и, соответственно, нет конкуренции. Тем не менее, в Айкибудо присутствуют рандори (классические спарринги), которые позволяют проводить свободные спарринги для отработки техник, проверки навыков и наработки боевых рефлексов.
В зависимости от квалификации айкибудоки, ему может быть присвоена ученическая (кю) или мастерская (дан) степень.
Всего в Айкибудо есть 6 кю: самый младший уровень — 6-й кю, самый старший — 1-й кю.
В основном применяются пояса (obi) белого и чёрного цветов, но могут иметься и различия в зависимости от страны и федерации айкибудо. Ношение чёрного пояса и хакамы позволяется только обладателям 1-ого дана и выше.
Повышение ранга возможно при помощи сдачи специализированных тестов. Существует программа необходимых технических навыков для каждой из степеней, утвержденная Международной Федераций Айкибудо. Некоторые клубы добавляют к стандартным требованиям собственные дисциплины. Новая степень присваивается аттестационной комиссией, проводящей экзамен. Ученики, получившие чёрный пояс, именуются юданся.
Базовая техника айкибудо включает в себя следующие разделы:
Как и у любой другой школе восточных боевых искусств у айкибудо есть свой набор правил и этикета. Каждое занятие начинается со следующих этапов:
Положение сидя на пятках, команда «садитесь»;
Поклон в направлении сомэн (передняя часть додзё, где установлен портрет основателя школы);
Поклон сэнсею;
Поклон друг другу;
Команда «подъём».
Ходзё ундо — различные тренировочные упражнения. В этих упражнениях отрабатывается правильная работа корпусом с целью обыгрывать усилие партнёра за счет правильного и своевременного выполнения движений корпусом, не применяя при этом физической силы. Включает в себя следующие элементы:
Основано на движении освобождения от захвата запястья двумя руками (Риотэ Иппо Дори) с последующим аналогичным захватом руки партнёра;
Включает освобождение от замка локтя прямой руки и переход к аналогичному замку руки партнёра поочередно в повторном режиме;
Освобождение от сильного захвата Риотэ Дори (захват обоих запястий) за счет мощного толчка в сторону партнёра, сопровождаемого выбросом энергии без перехвата или с перехватом его рук;
Блокирование мощного толчка на уровне груди за счет встречного движения;
Отведение прямого удара кулаком в лицо одноименной рукой с последующей атакой той же рукой.
Тай сабаки («управление телом») — перемещения корпуса. Этот раздел делится на две части: одиночные перемещения и работа с партнёром (входы выведения из равновесия). В одиночных перемещениях главным образом отрабатывается чувство равновесия и умения контролировать свой центр тяжести в движении. В работе с партнёром необходимо учиться, с помощью правильного и своевременного перемещения корпуса, выигрывать у партнёра центр тяжести, и за счет этого, выводить его из равновесия.
Комплекс Тай Сабаки в Айкибудо выглядит следующим образом:
Смещение подворотом в сторону под 45 градусов к линии атаки оппонента;
Смещение в сторону-вперед под 45 градусов в параллель к линии атаки оппонента;
Вход с разворотом, в параллель к линии атаки оппонента;
Смещение шагом в сторону;
Смещение назад от оппонента.
Укэми — самостраховочные техники. С самого первого занятия, начинающих айкибудок обучают правильному падению, прежде чем перейти к изучению бросковых техник. Базовые виды укэми, изучаемых в айкибудо:
Кувырок вперед;
Кувырок назад;
Падение, или кувырок, в бок.
Ударная техника в айкибудо изучается как отдельными техниками ударов руками и ногами, так и в форме ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников). Удары могут наноситься в различные части тела, поэтому для определения направления применяются следующие термины:
Верхний уровень (верхняя часть тела, лицо);
Средний уровень (обычно область живота);
Нижний уровень (обычно уровень бёдер).
Цуки ваза — ударная техника руками. Включает в себя:
Прямой удар рукой;
Прямой удар кулаком (или мечом) из обратной стойки с ярко выраженным движением бёдер;
Тычковый удар кулаком (или ножом) с движением бёдер в противоположную сторону;
Обратный рубящий удар кулаком;
Удар локтем со скручиванием сустава;
Обратный рубящий удар кулаком с поворотом бёдер в противоположную сторону;
Боковой рубящий удар, который наносится со стороны лица партнёра, т.е. изнутри;
Обратный боковой рубящий удар.
Гэри ваза — ударная техника ногами. При выполнении ударов ногами необходимо уделять огромное внимание положению равновесия, так как во время удара ногой опорой является только одна нога. И также как в ударах руками нужно тренироваться вкладывать массу тела в удар.
Прямой удар ногой;
Круговой удар ногой;
Обратный круговой удар ногой;
Боковой удар ногой;
Удар ногой назад;
Удар коленом;
Удар коленом в голову после захвата.
В айкибудо существует 3-и ударных ката:
Комплекс ударных техник руками;
Комплекс ударных техник руками в восьми направлениях (happо — «восемь»);
Комплекс ударных техник ногами в пяти направлениях (goho — «пять направлений»).
Тэ ходоки — освобождение от захватов. В айкибудо изучаются следующие техники захватов:
Захват запястья снаружи разноименной рукой;
Захват запястья изнутри одноименной рукой;
Захват запястья изнутри разноименной рукой;
Захват обоих запястий снаружи;
Захват запястья двумя руками;
Захват рукава выше локтя;
Захват двумя руками за рукава у локтевого сгиба;
Захват за отворот куртки;
Захват двух отворотов куртки одной рукой;
Захват обеих рук снаружи (руки близко);
Обхват поверх рук;
Обхват под руками;
Захват воротника одной рукой;
Удушающий захват с одновременным замком локтя вытянутой руки.
Кихон осае ваза — базовая техника контроля и удержания. В данном разделе собраны базовые принципы удержаний оппонента. Кихон осае ваза представляет собой комплекс из 6 базовых техник, предназначенных для опрокидывания противника на пол и его обездвиживания при помощи захвата сустава, выполняемых поочередно в форме парного ката.
«Разбивание локтя», выворачивание локтевого сустава;
Излом локтя;
Излом запястий;
«Пересечь, не встречаясь», излом предплечья;
Излом запястий в четырёх направлениях;
Бросок назад с разворотом головы противника в свою сторону.
Кихон наге ваза — комплекс из 7 техник базовых бросков, выполняемых партнёрами по очереди с одной и с другой руки строго по линии в форме ката:
«Бросок со встречным входом», т.е. назад с разворотом головы противника в свою сторону;
Бросок загибом руки противника назад с воздействием одновременно на плечевой, локтевой суставы и кисть;
Бросок при помощи излома предплечья;
Бросок переворотом с использованием кисти;
Бросок болевым воздействием на локоть;
Бросок назад при помощи разворота головы противника по отношению к его телу;
Бросок через бедро.
Ва но сэйсин («божественная энергия») подразумевает идеальное взаимодействие партнёров. Здесь отрабатывается чистое движение без физической силы и болевых воздействий. Требует огромного внимания обоих партнёров при отработки движения.
Рандори — свободный поединок, спарринг. В разделе рандори отрабатывается свободное владение техниками Айкибудо в различных ситуациях против одного или нескольких партнёров как невооруженных, так и с оружием.
По количеству партнёров:
«Мягкое рандори», один против одного;
Один против двоих;
Один против нескольких.
По техническому исполнению:
Рандори против вооружённых партнёров;
Рандори в свободном стиле;
Рандори от двойного захвата (одновременный захват двумя оппонентами);
Рандори после состоявшейся атаки;
Рандори один против одного оппонента (от хватов);
Один партнёр атакует непрерывно, другой обороняется.
Программа айкибудо включает в себя обучение работе с разичными видами оружия, собранным под термином кобудо. Большинство из них является наследием школы Катори Синто Рю.
Практика айкибудо включает в себя работу со следующими видами оружия:
-Длинный меч (боккэн, катана, иайто);
-Короткий меч (кодати, вакидзаси, бо-кодати);
-Соместное применение двух мечей (ryoto);
-Палка (бо, тонфа);
-Кинжал (танто);
-Копьё (яри);
-Алебарда (нагината).
В книге Алана Флоке «Айкибудо», данное название применяется не только как обозначение школы, но и очень узко — как название одноимённого раздела. Встречается также и широкое использование в качестве синонима слова Айки-дзюцу, то есть по отношению также и к школе Дайто-рю, но не по отношению к школам айкидо (с пояснением, что хотя словом айкибудо, во Франции нередко называют также и айкидо, подобное применение термина является неправильным).