Скорость надводная | 15 узлов |
Скорость подводная | 29 узлов |
Предельная глубина погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения, создан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Головной корабль — «Юрий Долгорукий» в составе Северного флота, второй — «Александр Невский» и третий — «Владимир Мономах» — в составе Тихоокеанского флота. Четвёртый — «Князь Владимир», пятый — «Князь Олег», и шестой — «Генералиссимус Суворов» в процессе постройки. Седьмой — «Император Александр III» заложен 18 декабря 2015.
В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году. В 2012 году 7 февраля газета «Коммерсантъ» проинформировала, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году. В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию, отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение так и не было принято.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» проектировался для того, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».
Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ создавлась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).
По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В начале 1998 года, было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие развала СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.
В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.
9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о заключении между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей—М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку — 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей—М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.
Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как показала практика, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.
«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, эксплуатация водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.
Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, совмещающий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».
Подводные лодки проекта оборудованы системой спасения — всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера размещена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оборудованы спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.
Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус сделан, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса произведена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки сделана с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, применяются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек.
На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ — «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения — КТМ-6.
Для движения применяется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с.
Для улучшения манёвренности ПЛ оборудованы двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным — 370 л.с.). (Размещены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)
Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Помимо этого, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему — «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальное русло. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.
2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Изначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60%. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.
Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.
При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были применены секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года лодка выведена из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года закончились заводские испытания, 25 июля 2014 — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.
Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Изначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года собран и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов—поставщиков.
Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».
18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».
Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.
Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга.
Наименование |
Проект |
Зав. № |
Закладка |
Спуск на воду |
Начало испытаний |
Передача ВМФ |
Флот |
Состояние |
Примечания |
К-535 «Юрий Долгорукий» |
955 (09551) | 201 | 02.11.1996 | 12.02.2008 | 19.06.2009 | 10.01.2013 | СФ (Краснознамённый Северный флот) | В строю | 09.09.2013 прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области |
К-550 «Александр Невский» |
955 | 202 | 19.03.2004 | 13.12.2010 | 24.10.2011 | 23.12.2013 | ТОФ (Тихоокеанский флот) | В строю | 30.09.2015 прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке |
К-551 «Владимир Мономах» |
955 | 203 | 19.03.2006 | 30.12.2012 | 18.01.2013 | 10.12.2014 | ТОФ | В строю | Переход на Тихоокеанский флот ожидается в 2016 году |
«Князь Владимир» |
955A (09552) | 204 | 30.07.2012 | 12.2016 | 12.2017 | ТОФ | Строится | Ведётся монтаж оборудования. Готовится к началу электромонтажных работ. |
|
«Князь Олег» |
955A | 205 | 27.07.2014 | 2018 | СФ | Строится | Готовится к гидравлическим испытаниям | ||
«Генералиссимус Суворов» |
955A | 206 | 26.12.2014 | 2019 | СФ | Строится | К концу 2015 года будет собран прочный корпус | ||
«Император Александр III» |
955A | 207 | 18.12.2015 | до 2020 | ТОФ | Строится | |||
«Князь Пожарский» |
955A | н/д | 31.07.2016 | до 2020 | СФ | ||||
н/д |
955A | н/д | - | н/д | - | ||||
н/д |
955A | н/д | - | - | Рассматривается возможность строительства |
В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Приёмка головного корабля произошла 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.
Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Приёмка третьего корабля (второго серийного) произошла 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.
Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось применение десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.
-Скорость (надводная): 15 узлов
-Скорость (подводная): 29 узлов
-Рабочая глубина погружения: 400 м
-Предельная глубина погружения: 480 м
-Автономность плавания: 90 суток
-Экипаж: 107 человек, в том числе 55 офицеров
-Водоизмещение надводное: 14 720 т
-Водоизмещение подводное: 24 000 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 170 м
-Ширина корпуса наиб.: 13,5 м
-Средняя осадка (по КВЛ): 10 м
-ОК-650В 190 МВт
-ПТУ с ГТЗА
-гребной вал
-водомётный движитель
-Торпедно-минное вооружение: 6ТАх533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
-Ракетное вооружение: 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
-Количество ракет: 16 (проект 955), 16 (проект 955А)
Скорость надводная | 15 узлов |
Скорость подводная | 29 узлов |
Предельная глубина погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 суток |