Энциклопедия вооружений

Боевое применение Миг-21

Боевое применение Миг-21
ТипМногоцелевой истребитель
Максимальная скорость2125 км/ч
Практический потолок19 км
    Война во Вьетнаме

    Боевая работа МиГ-21 во Вьетнаме началась в апреле 1966 года, когда он пришёл на подмогу воевавшему в тяжелых условиях МиГ-17. Маленький, быстрый и манёвренный, Миг-21 стал очень серьёзным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II. США были вынуждены даже создать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Роль МиГ-21 при отработке играл Northrop F-5.

    Во Вьетнаме пилоты МиГ-21 придерживались советской доктрины воздушного боя, используя наведение со станции наземного контроля. Излюбленной тактикой стало следование за американским боевым звеном снизу и сзади. Набрав скорость МиГи выпускали ракеты К-13 и уходили на базу. Такая тактика принуждала также преждевременно сбрасывать бомбы.

    Главным преимуществом МиГ-21 является очень высокая манёвренность на виражах. Главным недостатком было отсутствие встроенной пушки на первых модификациях. Именно Вьетнамская война показала ошибочность мнения, что ракеты могут полностью заменить пушки (жертвой этого заблуждения был и основной противник МиГа — американский «Фантом»).

    За всю войну во Вьетнаме на МиГ-21 было совершено около 1300 боевых вылетов, а общие потери по всем причинам не превысили 70 самолётов. По российским данным в воздушных боях северовьетнамские «двадцатьпервые» одержали 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов и 16 лётчиков. При этом американцы обладали многократным численным преимуществом, северовьетнамцы же в лучшие годы не располагали даже более 200 истребителей всех типов. Своеобразным рекордсменом явился лётчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку принявший бой с 36 американскими самолётами и уничтоживший самолёт командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина. 2 января 1967 американской авиацией были сбиты 5-7 МиГ-21.

    23 августа 1967 года в крупном воздушном бою между 10-ю МиГами и 50-ю американскими истребителями, вьетнамские лётчики уничтожили два «Фантома» и один «Тандерчиф», не понеся при этом потерь (один самолёт был повреждён, но вернулся на аэродром). Вьетнамские истребители несли потери и от «дружественного огня»: за период 1966—1968 годов вьетнамской системой ПВО было сбито шесть МиГ-21. Последней воздушной победой северовьетнамских МиГов стал сбитый американский разведчик RA-5 Vigilante.

    Боевое применение самолета Миг-21

    Арабо-израильский конфликт

    16 августа 1966 года иракский летчик Мунир Радфа угнал МиГ-21 из Ирака в Израиль.

    В 1967 году шесть алжирских МиГ-21 были захвачены Израилем.

    После уничтожения израильской авиацией металлургического завода в Абу-Забале (февраль 1970, погибло около 70 рабочих), построенного при участии советских специалистов, президент Египта Насер вынужден был обратиться к Москве с просьбой о создании «эффективного ракетного щита» против израильской авиации и посылке в Египет регулярных советских частей ПВО и авиации.

    К концу 1970 года количество личного состава советских войск в Египте составило 20 — 32 тысяч человек. Всего в районах Каира, Александрии, Асуана, в зоне канала и других местах был развернут 21 советский зенитно-ракетный дивизион. На военных аэродромах близ Каира, Александрии и Асуана базировались два полка советских истребителей МиГ-21. Советские войска составили главную силу в отражении ожесточенных израильских авианалетов на Египет, которые возобновились летом 1970 года.

    13 апреля 1970 года, во время воздушного боя над побережьем красного моря, советские МиГ-21, по одним данным, сбили два израильских истребителя F-4 «Фантом», а по другим — не сбили ничего.

    18 апреля 1970 года советский МиГ-21 ракетой подбил израильский разведчик RF-4E «Фантом» (по другим данным, 18 апреля воздушного боя вовсе не было).

    14 мая 1970 года два сирийских МиГ-21 были уничтожены израильскими истребителями «Мираж III». Ещё один МиГ-21 был сбит «Миражом» на следующий день.

    3 июня 1970 года три египетских МиГ-21 были сбиты израильскими истребителями «Мираж III».

    22 июня 1970 года советский МиГ-21 ракетой подбил израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

    23 июля 1970 года советский МиГ-21 ракетой повредил израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

    25 июля 1970 года советский МиГ-21 уничтожил израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

    В связи с понесёнными потерями израильское командование придумало «операцию возмездия». 30 июля советские МиГ-21 были пойманы в ловушку, в воздушном бою было сбито четыре «мига» и подбит один израильский «Мираж III».

    7 августа 1970 года советский МиГ-21 ракетой вывел из строя израильский истребитель «Мираж III». Этот бой был последним боестолкновением советских и израильских самолётов на тот момент. В этот же день было заключено перемирие.

    Фото Миг-21 в полете

    Индо-пакистанский конфликт

    Одной из самых удачных страниц боевого применения МиГ-21 является его служба в составе ВВС Индии. Это был первый боевой самолёт незападного происхождения в арсенале Индии. Первое его боестолкновение с пакистанскими истребителями состоялась 4 декабря 1965 года. Тогда индийский пилот ракетами сумел подбить пакистанский «Сейбр».

    В декабре 1971 года вновь возобновились военные действия между Индией и Пакистаном.

    4 декабря, в первый день войны, индийский МиГ-21 уничтожил пакистанский «Сейбр». Также в этот день на пакистанском аэродроме индийскими МиГ-21 был уничтожен самолет DHC-3. 5 декабря индийские МиГи на аэродроме уничтожили еще три самолета Pilatus P-3. 6 декабря перед полуднем МиГ-21ФЛ сопровождали самолеты HF-24 «Марут» на низкой высоте. После штурмовки командир «Марутов» принял решение отклониться к западу в поисках возможной цели. В тот момент, когда "Маруты" пошли в атаку пилот одного из МиГ-21 капитан Самар Бмкрам Шах обнаружил самолет, который он принял за Cessna O-1. Сделав резкий разворот вниз, чтобы определить тип машины, Шах одновременно посмотрел инстинктивно назад чтобы убедиться что у него на хвосте никого нет. Он обнаружил два F-6 на расстоянии примерно 1500 метров, а третий F-6 — выше, Шах, находившийся на высоте около 200 метров немедленно включил форсаж и поднял нос самолёта. Оба F-6, приближавшиеся к самолёту не стали приследовать МиГ-21. Шах принял решение атаковать пакистанский самолёт, стараясь не проскочить мимо него. Первый F-6 направился в сторону куда ушли «Маруты». Шах пристроился за пакистанским истребителем и произвёл залп из своих 23-мм пушек с расстояния около 600 метров. F-6 перевернулся и рухнул на землю. Также в этот день, по заявлениям индийцев, МиГ-21 сбил пакистанский C-130 (пакистанской стороной это не подтверждено).

    В 14 часов 12 декабря находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ, были подняты по тревоге в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на низкой высоте. Пакистанцы предприняли атаку на стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров произвёл длинный залп из спаренной пушки. «Старфайтер» загорелся и упал в море, пилот едва успел катапультироваться. 16 декабря Шах сбил свой второй F-6.

    17 декабря диспетчер предупредил находящиеся в патруле МиГи, что низколетящий самолёт на большой скорости приближается к аэродрому. «Старфайтер» по непонятным причинам не стал атаковать аэродром и индиец сел ему на хвост. Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета попала в цель, но пакистанец всё же смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он возвратился на аэродром, а повреждённый F-104 упал и взорвался среди песчаных холмов. Позже в этот день индийские МиГ-21 уничтожили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог уничтожить один F-104. По данным пакистанцев, 17 декабря был потерян только один «Старфайтер».

    Помимо использования в качестве перехватчика, индийские ВВС также применяли МиГ-21 на восточной границе для завоевания господства в воздухе и штурмовых действий. Наиболее впечатляющим был налёт 14 декабря на резиденцию губернатора Восточного Пакистана. Шесть МиГ-21ФЛ, дали по резиденции несколько залпов 57-мм ракет, после чего губернатор кинулся в ближайшую траншею где на клочке бумаги написал заявление об отставке.

    В общей сумме индийские МиГ-21 сбили 7-8 пакистанских самолётов и повредили 1. Единственной потерей в воздушных боях составил «миг» сбитый «Сейбром» 17 декабря.

    Следующей встречей индийских МиГов с пакистанскими самолётами стали 90-е. В 1997 году индийский МиГ-21бис, ракетой R.550 Magic, повредил пакистанский самолёт AV. 10 августа 1999 года, после окончания Каргильскиой войны, МиГ-21бис уничтожил пакистанский разведывательный самолёт Br.1150 Atlantique.

    Фото Миг-21 на взлете

    Египетско-ливийская война

    За время короткой войны между Египтом и Ливией произошло совсем немного воздушных боёв. 22 июля, на второй день войны, ливийский Mirage 5 уничтожил египетский МиГ-21. На следующий день успех пришёл к египтянам, в воздушных боях «двадцатьпервые» сбили 3-4 «Мираж 5» и 1 МиГ-23, не понеся при этом потерь. В 1979 году, после окончания войны, произошёл воздушный бой между двумя египетскими МиГ-21 и двумя ливийскими МиГ-23. Египтяне сбили один «двадцатьтретий», не понеся потерь.

    ВВС Кубы

    10 мая 1980 года патрульный катер HMBS «Flamingo» Багамской береговой охраны обнаружил чужие рыболовные суда в районе острова Кай Санто Доминго. Ими оказались два кубинских рыболовных судна. После продолжительной погони патрульный катер открыл огонь. Экипаж патрульного катера арестовал и взял на буксир оба рыбацких судна. Кубинские моряки успели сообщить своим властям о том, что попали под обстрел, указав что их атакует неизвестный корабль. На помощь кубинцам вылетела пара МиГ-21, которые совершили несколько проходов над ним открыв предупредительный огонь. Оба истребителя вернулись на аэродром и подготовились к повторному вылету, снарядив блоки НУРС. Вернувшись МиГ-и пошли в атаку и потопили патрульный катер, убив четырёх членов экипажа, остальные перебежали на арестованные суда. В течение последующих трёх дней Кубинские ВВС соверашли показательные полеты над островами Багамского архипелага. Учитывая то, что HMBS «Flamingo» был потоплен в Багамских территориальных водах, Кубе пришлось выплатить компенсацию за корабль и семьям погибших моряков. Кубинские суда в дальнейшем старались не трогать без особой на то необходимости.

    Не менее 26 кубинских МиГ-21 были уничтожены на войне в Анголе.

    Эфиопо-сомалийская война

    В ходе войны МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, а также на нём совершали полёты кубинские лётчики, принимавшие участие в войне на стороне Эфиопии. Сомалийские лётчики сбили на нём 4 эфиопских МиГ-21, 3 F-5, 3 DC-3 и 1 Canberra. Вместе с тем сомалийские потери составили не менее 7 МиГ-21 в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер».

    ВВС КНДР

    19 января 1967 года в водах севернее 38-й параллели истребителями МиГ-21 был пущен ко дну сторожевой корабль ВМС Южной Кореи «Танг По».

    23 января 1968 года в Японском море корабли ВМФ КНА при поддержке истребителей МиГ-21 заставили войти в северокорейские территориальные воды и отбуксировали в порт Вонсан разведывательный корабль «Пуэбло» ВМС США (часть секретного оборудования была передана СССР). Корабль возвращен не был.

    14 июля 1977 года истребитель МиГ-21 ВВС КНДР уничтожил американский вертолёт CH-47D «Чинук».

    Афганистан

    Большую часть самолётов, воевавших в Афганистане, составляли истребители, в т.ч. и МиГ-21. Несмотря на малую боевую нагрузку (обычно 2-4 РБК-250, ФАБ-250 или ОФАБ-250), существенная часть боевых вылетов пришлась именно на них; причём, как ни странно, с лучшей стороны зарекомендовала себя «истребительная» модификация МиГ-21бис. За малое время реагирования они получили прозвище «весёлые». В 1985 году на аэродроме Шинданд в результате диверсии были взорваны 13 афганских МиГ-21. На МиГ-21 был сбит и погиб советский генерал Николай Власов. После вывода советских войск несколько самолётов сумели захватить моджахеды. Ранним утром 12 января 1994 пара МиГ-21 Северного альянса уничтожили над Кабулом два МиГ-21 моджахедов, один пилот попал в плен. 30 января «двадцатьпервые» Северного альянса сбили два Су-22 моджахедов. До конца года альянские МиГ-21 и Су-22 уничтожили ещё три самолёта (в том числе один Су-22 и один МиГ-21) моджахедской организации Достума и Гульбудинна. В 1995 году истребители Альянса сбили один Су-22 и один Су-20 Талибанских и Достумо-Гульбудиннских воздушных сил. 15 июня 1995 года талибанские истребители сбили два вертолёта Ми-8 Северного альянса.

    Ирано-иракская война

    Главным испытанием иракских МиГ-21 стала война с Ираном (22 сентября 1980 — 20 августа 1988). К началу войны на вооружении ВВС Ирака было 90-115 самолётов этого типа. Первые воздушные бои произошли ещё до начала войны: 8 сентября 1980 года иракский МиГ-21 сбил иранский «Фантом». 15 сентября 1980 иранский «Томкэт» сбил иракский МиГ-21. Всего за период 1980-1988 годы лётчики МиГ-21 одержали по некоторым данным 30—55 воздушных побед (в том числе 12-23 F-5, 11-16 F-4, 3 вертолёта AH-1J, 2 CH-47, 1 МиГ-21 и 1-5 F-14), потеряв при этом по отрывочным данным 34—58 самолётов в воздушных боях (18—21 сбили F-14, 9—29 F-4, 5 F-5 и 2—3 вертолёты AH-1J). Иракские лётчики признали, что Миг-21 наиболее эффективен из всех известных им истребителей; в то же время пилотам МиГ-21 рекомендовалось по возможности избегать воздушных боёв с F-4E и F-14, если на их стороне не было элемента неожиданности. На истребителе МиГ-21 начинал свою карьеру иракский ас Моххамед Райян. 23 октября 1980 года он на нём уничтожил два иранских F-5 «Тигр II». Также иракцам приходилось сражаться с сирийскими разведовательными самолётами. В апреле 1981 года иракский МиГ-21МФ сбил сирийский разведчик МиГ-21Р. Ирак применял свои МиГ-21 и в качестве истребителей-бомбардировщиков, в том числе для борьбы с иранским судоходством в Персидском заливе. Известен удачный налет «МиГов» на конвой 1 октября 1980 года, когда бомбами были повреждены корабли «Иран Бадр» и «Таха»

    Распад Югославии

    После начала распада Югославии, истребители МиГ-21 перешли в руки к новообразованным государствам на её территории. Сербские МиГи использовались для борьбы с нарушителями границ, а также для нанесения ударов по наземным целям в Хорватии и Боснии. Несколько нарушителей «миги» принудили приземлиться. 7 января 1992 года сербские МиГ-21 атаковали вертолёты AB.205 Европейского союза, в результате чего один вертолёт был уничтожен; этот случай привёл к уходу в отставку сербского министра обороны. 6 августа 1995 года произошёл воздушный бой между сербским МиГ-21 и хорватским J-22, оба самолёта промахнулись и разошлись. В ходе войны было уничтожено по крайней мере 5 сербских МиГ-21 (3 сбиты огнём с земли, 2 предположительно сбиты).

    Югославия, применяла свои МиГ-21 во время войны с НАТО. На их счету как минимум одна сбитая крылатая ракета «Томагавк». На перехват самолётов НАТО вылеты не производились. В результате налётов авиации Альянса, на земле было уничтожено 33 югославских МиГ-21 (половина имевшегося парка). Вооружённый ими 83-й авиаполк после войны был расформирован из-за высоких потерь матчасти.

    Китай

    Китай применял МиГ-21 советского производства и собственного (J-7) для обороны воздушных границ. 5 октября 1965 года по китайским заявлениям китайский МиГ-21 уничтожил американский разведчик RA-3B (по данным историка ВВС США Стааверена, американская сторона не признала потерю самолёта, а китайцы не показали ни обломков, ни пилотов, но по данным ACIG потеря нашла своё подтверждение и даже известен лётчик, который сбил самолёт).

    3 января 1966 китайский МиГ огнём 57мм НУРС сбил американский БПЛА «Файрби». Столь необычный выбор вооружения использовался из-за отсутствия у Китая собственных управляемых ракет «воздух-воздух». До 1970 года китайские МиГи уничтожили ещё пять БПЛА. Другой проблемой для китайцев стали разведывательные и агитационные автоматические дрейфующие аэростаты. С 1969 по 1971 год китайские J-7 уничтожили более 300 аэростатов.

    ВВС Шри Ланки

    В 1998 году J-7 ВВС Шри-Ланки провели операцию против морских баз Тамильских Тигров, в ходе которой потопили более 20 катеров.

    9 сентября 2008 года ланкийский J-7 уничтожил переделанный под штурмовик самолёт Zlin-143 тамильских тигров.

    Другие конфликты

    15 июля 1970 года польский МиГ-21 уничтожил чехословацкий Су-7БКЛ.

    В ходе Октябрьской войны египетские МиГ-21 осуществили 6810 боевых вылетов, сирийские 4570, в том числе по морским целям. В одном из них был подбит израильский катер.

    21 октября 1989 года сирийский истребитель МиГ-21бис по ошибке вторгся в воздушное пространство Турции. Там он осуществил перехват турецкого самолёта BN-2 Islander, который он принял за «нарушителя сирийской границы». Очередью из пушки он уничтожил турецкий самолёт.

    ВВС Ирака использовали МиГи во время войны в Персидском заливе (1991). Их действия против авиации Многонациональных сил оказались безрезультатными — ими не был сбит ни один самолёт Многонациональных сил, а исследователи, занимавшиеся действиями ВВС Ирака в этой войне, не фиксируют никаких заявок на воздушные победы со стороны иракских пилотов. Активное участие МиГов в войне завершилось в первый же день после неудачной попытки перехвата самолётов ВМС США. Во время войны 56 иракских МиГ-21 было уничтожено (из них 4 в воздухе — два американскими F-15 и два американскими F/A-18) и 32 повреждено.

    Эфиопские МиГ-21 принимали участие в войне с Эритреей 1998-2000 годов. В этом конфликте с обеих сторон применялась российская авиатехника. Три МиГ-21 были уничтожены эритрейскими МиГ-29 в воздушных боях.

    ВВС Сирии применяют свои МиГ-21 в гражданской войне. По состоянию на конец 2014 года в боевых действиях сбито или разбилось как минимум 10 самолётов этого типа.