Энциклопедия вооружений

Шашка (оружие)

Шашка

Шашка (от адыгского/черкесского «сэшхуэ» или «сашхо» — «большой» или «длинный нож»)

Длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра (в России стояли на вооружении различные модели шашек с длиной клинка от 81 до 88 см, изначальные черкесские были ещё легче и короче). Эфес обычно состоит только из рукояти с загнутой, обычно раздваивающейся головкой, без гарды, это является характерным признаком данного вида оружия. Ножны выполнены из дерева, обтянуты кожей, с кольцами, или одним кольцом, для портупеи на выгнутой стороне. Известны шашки двух видов: шашки с дужкой, внешне похожие на сабли, но таковыми не являющиеся (драгунский тип), и более распространённые шашки без дужки (кавказский и азиатский типы).

Шашка

Дужка

История

Изначально шашка имела значение недорогого вспомогательного оружия конного воина после сабли, первые образцы относят к XII—XIII векам. В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джованни де Лукой в 1625 году. С распространением огнестрельного оружия и отказом от употребления металлических доспехов шашка вытеснила саблю сначала на Кавказе, а затем и в России, при этом шашка сама претерпела значительные изменения: стала более массивной и получила изгиб. Будучи первоначально заимствована у адыгов (черкесов) терскими и кубанскими казаками, в XIX веке шашка была принята на вооружение в Российской армии как уставной тип холодного оружия практически всех кавалерийских частей (к началу двадцатого века сабля оставалась парадным оружием в уланских и гусарских полках; в 4-х кирасирских полках лейб-гвардии таковым являлся палаш), офицеров всех родов войск, а также жандармерии и полиции. В кавалерии в таком качестве шашка оставалась вплоть до середины XX века, став последним в истории холодным оружием, имевшим массовое боевое применение (конницей Красной Армии в Великой Отечественной войне).

Шашка

В исторической памяти шашка отмечена прежде всего как казачье оружие, по сей день оставаясь неотъемлемой деталью традиционной культуры российского казачества и элементом казачьего костюма.

Заимствование шашки у адыгов

Факт заимствования кавказскими казаками, да и отчасти русской регулярной армией, расположенной на Кавказе, черкесского боевого оружия является настолько общепризнанным и широко известным, что давно уже не служит предметом научных споров. Тема «кавказского влияния» была достаточно отработана уже в дореволюционной историографии и современными исследователями. Из множества свидетельств на этот счет приведем лишь несколько. Одно из них — современника кавказской войны, одного из первых историков черноморского казачества И. Д. Попко:

«Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: „что хорошо выдумано, то полезно и перенимать“».

Сэшхуэ-черкесская

Черкесская

— Попко И. Д. Часть вторая. Рассказ двенадцатый. Начало существования Черноморского войска. Гражданско-военное устройство. Состав военных сил. Образ службы. Отличительные военные качества. Одежда и вооружение.

Также можно привести цитату из мемуаров участника Кавказской войны Ф. Ф. Торнау:

«Ремень у винтовки пригнан так удобно, что легко зарядить её на всем скаку, выстрелить и потом перекинуть через левое плечо, чтоб обнажить шашку. Это последнее, любимое и самое страшное черкесское оружие состоит из сабельной полосы, в деревянных, сафьяном обтянутых ножнах, с рукояткой без защиты для руки. Оно называется „сажеишхуа“, большой нож, из чего мы сделали название шашки. Шашка черкеса остра, как бритва, и употребляется им только для удара, а не для защиты; удары шашки большею частью бывают смертельны.»

Реплика

— Торнау Ф. Ф. Воспоминания Кавказского офицера. М.: АИРО-XX, 2000.

Ещё одним свидетельством являются цитаты из пятитомника «Кавказская война» автором которого был военный историк XIX века Василий Потто:

«Горцы были слишком солидными противниками, чтобы можно было их игнорировать, и казаки скоро заимствовали от них не только боевые привычки и тактику, но переняли их вооружение, посадку и даже одежду, которая с тех пор так и осталась народным костюмом кавказского казака до настоящего времени. Не довольствуясь этим, казаки постарались усвоить себе горские наречия, обычаи и многие черты характера и домашнего быта.»

«Не прихоть, не произвол руководили военными вкусами черкесов; их боевые обычаи и вооружение были результатом векового опыта, и потому всякий, кто хотел поравняться с ними, должен был поспешить заимствовать от них все: и сбрую, и оружие, и способы управлять конем, и все сноровки и ухватки этого воинственного племени. Так именно и сделали линейные казаки.»

Но ни дореволюционные авторы, ни тем более советские (для последних характерен, как правило, чисто компилятивный подход к этой теме), признавая сильное военно-культурное влияние адыгов, не пытались перейти от подтверждений общего плана к исследованию конкретных путей, по которым и шло это воздействие.
Казаки-линейцы, не регламентируемые законодательно в плане одежды и вооружения, довольно быстро и легко переняли боевое снаряжение адыгов. Лишь старики и служилые казаки первое время носили обмундирование донского покроя, а молодежь стала обзаводиться одеждой и оружием черкесов. В 1824-28 годах уже официально было разрешено выходить на службу с оружием и формой черкесского образца.

Шашка,