Энциклопедия вооружений

«Marder» (нем. Куница)

«Marder»

«Marder» (нем. Куница)

Германская боевая машина пехоты (БМП). Спроектирована в 1966—1969 годах немецкой фирмой Rheinmetall AG по заказу бундесвера. Первый прототип был собран в конце 1969 года, производство продолжалось до 1975 года. Всего было построено около 3000 машин. К моменту своего появления «Marder» была самой совершенной БМП и даже сегодня она может сравниться только с более современными машинами. «Marder» имеет превосходную защищенность и высокую скорость по пересеченной местности, что позволяет ей действовать совместно с танками «Leopard 1» и «Leopard 2» в качестве составной части ударной группы.
С 2010 по 2015 г. на смену БМП «Marder» на вооружение бундесвера будут постепенно вводиться новые БМП: «Puma» и «TH-495».

История создания и производства

В 1963 году на вооружение бундесвера был принят основной боевой танк «Леопард». В 1964 году появилась мотопехота на плавающих американских БТР М113, предназначенная для ведения боевых действий в высоком темпе, с форсированием водных преград с ходу. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков М47 на «Леопард». БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками «Леопард», имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения — 10 человек.
Параллельно с танком «Леопард» велась разработка боевой машины пехоты проекта Neu — «новый» для совместных действий. Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали «Леопард» — «Rheinmetall» и Henschel-Werke. Разработка БМП заняла 9 лет. Первые образцы были показаны в 1960—1961 гг. Окончательный вариант был выбран в 1966 году, а в начале мая 1969-го БМП представили на полигоне Мюнстер военному руководству. Машина получила название «Мардер» (куница). На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана «Rheinmetall» — в г. Касселе, второй фирмой стала «Maschinenbau» в Киле. Производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц в месяц. До 1975 года фирмы выпустили соответственно 1759 и 977 БМП.

Модификации:

-SPz NEU — десять предсерийных образцов, выпущенных в период с октября 1968 по март 1969 года. Оснащены шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea (600 л.с.).
-«Marder» (после 1985 года название изменено на «Marder-1») — первая серийная модель, производилась с 1970 по 1975 год (всего выпущено 2136 машин). Боекомплект изначально составлял 1250 осколочно-фугасных снарядов к орудию и 2500 патронов к пулемётам.
-«Marder» с установленной на башне пусковой установкой ПТУР «Милан». Модификация разработана в 1975 году, в период с 1977 по 1979 годы ПТУР были установлены на все 2136 машин. В боекомплект включены шесть ракет «Милан».
-Marder 1 A1 — модернизированный вариант, разработанный в 1979—1980 годы и проведенный в 1981—1982 годы. Электромеханический механизм поворота башни был заменен на более мощный. 20-мм пушка была снабжена механизмом двойной подачи боеприпасов, позволяющим переходить от ведения огня осколочно-фугасными снарядами к стрельбе бронебойными снарядами. В боекомплект к пушке был введен выстрел с бронебойным снарядом, кроме того, боекомплект был увеличен до 1284 выстрелов (из них 317 бронебойных). Около 1000 машин планировалось оснастить пассивным инфракрасным прицелом с тепловизионным индикатором, однако фактически он был установлен на 674 машины.
-Marder 1 A1A3 — Marder 1 A1 с новой радиостанцией SEM 80/90.
-Marder 1 A2 — вариант модернизации, проведенной в 1984—1991 годы.
-Marder 1 A2A1 — Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
-Marder 1 A3 — модификация 1989 года.

Также, на базе «Marder» были созданы и приняты на вооружение бундесвера:
-самоходный ЗРК с двумя ракетами в положении готовности и восемью в резерве
-машина наблюдения с радаром на гидравлически управляемом основании.

Мардер

Мардер

Мардер

Характеристики

-Боевая масса, т: 28,5 Marder 1; 33,5 Marder 1A3
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6790
-Ширина корпуса, мм: 3240
-Высота, мм: 2950
-Бронирование:
-Лоб корпуса, мм/град.: 20 мм/75 град. от 30-мм БПС с D=0 м
-Борт корпуса, мм/град.: от 14.5-мм пуль Б-32
-Корма корпуса, мм/град.: от 14,5-мм пуль
-Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 20-мм Rh503
-Тип пушки: нарезная автоматическая
-Прицелы: тепловизорный, с дневным и ночным каналами
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм
-Другое вооружение: ПТУР MILAN
-Подвижность:
-Тип двигателя: V-образный 6-цилиндровый дизельный
-Мощность двигателя, л. с.: 600
-Скорость по шоссе, км/ч: 75
-Запас хода по шоссе, км: 520
-Тип подвески: индивидуальная гидропневматическая
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: 1,5