Энциклопедия вооружений

Российская боевая машина пехоты БМП-2

Российская боевая машина пехоты БМП-2
Экипаж3 чел
Десант7 чел
Максимальная скорость65 км/ч
Запас хода по шоссе550-600 км

Советская и российская гусеничная боевая машина пехоты БМП-2, до принятия на вооружение новой БМП-4, является основной и самой многочисленной боевой машиной пехоты РФ. Она предназначенна для переброски личного состава к передовой, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости во время боя, в условиях применения ядерного оружия, а так же для совместных действий с танками в бою.

БМП-2 (индекс ГБТУ — Объект 675)

Главное отличие от БМП-1 состоит в более крупной башне и оборудовании другим комплексом вооружения. Башня вмещает двух человек: командира отделения (справа) и наводчика-оператора. Главное вооружение — автоматическая 30-мм пушка 2А42, производящаяся на Тульском машиностроительном заводе. БМП-2 принята на вооружение в 1977 году.

История создания

Боевая Машина Пехоты-2

Машина была создана в результате модификации БМП-1. Работы в данном направлении велись в КБ Курганского машиностроительного завода начиная с 1974 года под индексами ГБТУ «Объект 675» и «Объект 680». Также вопрос модернизации БМП-1 разрабатывался на Челябинском тракторном заводе с 1972 года под индексом «Объект 769». В 1980 году на вооружение был принят вариант Курганского машиностроительного завода, на котором и было развёрнут серийный выпуск БМП-2

Описание конструкции

Экипаж машины состоит из трёх человек — механика-водителя, оператора-наводчика и командира. Также в машине перевозится десант из 7 человек, которые могут вести огонь через специальные амбразуры из личного оружия.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Лоб башни толщиной 23 мм.

Башня БМП-2

В левой передней части машины размещено отделение управления, в котором оборудовано место механика-водителя с органами управления движением машины, приборами наблюдения и средством связи. За механиком-водителем оборудовано место стрелка, оснащённое амбразурой для стрельбы из личного оружия, а также приборами наблюдения и средствами связи.

Место механника-водителя БМП-2

Моторно-трансмиссионное отделение размещено в правой передней части машины, по длине машины совмещено с отделением управления и разделено с ним теплозвукоизоляционной перегородкой. Для доступа к агрегатам МТО в перегородке имеются люки.

В средней части машины расположено боевое отделение, оно занимает башню и подбашенное пространство корпуса. В боевом отделении размещены рабочие места оператора-наводчика и командира, а также основное и вспомогательное вооружение. В подбашенном пространстве есть вращающийся пол, в котором смонтированы коробки с боеприпасами для пулемёта, а также система ленточного питания пушки бронебойно-трассирующими и осколочными выстрелами. В правом борту корпуса оборудованы три укладки с выстрелами ПТУР, ещё одна расположена в подбашенном пространстве.

В десантном отделении, расположенном в кормовой части машины, размещены 6 рабочих мест для стрелков. Каждое оборудовано амбразурой для ведения огня из личного оружия. В корме есть две двери для выгрузки десанта. Левая дверь оборудована амбразурой для ведения огня из автомата. Также для высадки десанта во время движения на плаву или, например, аварийной эвакуации над сидениями в крыше корпуса есть два люка. Десантное отделение разделяет средний топливный бак и контейнер электрооборудования, в котором находятся аккумуляторы, отопитель и другие электроагрегаты.

Десантный отсек БМП-2

Вооружение

Главным отличием БМП-2 от БМП-1 является новое вооружение. Причиной замены стал опыт применения вооружения БМП-1, которое с трудом выполняло задачу поражения типичных пехотных целей, особенно с залёгшей или укрытой живой силой противника. Так же большой проблемой являлась борьба с низколетящими воздушными целями, лёгкими БТР, а вследствие низкого могущества боеприпасов, довольно низкой точности и малой дальности пушки 2А28, борьба против танковых целей была практически не эффективна.

В качестве главного вооружения БМП-2 применяется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с боекомплектом в 500 выстрелов. С пушкой спарен 7,62 пулемёт ПКТ, имеющий боекомплект в 2000 патронов. Кроме того, специально для противоборства с танками БМП-2 оснащён ПТРК 9К111 «Фагот» или 9К111-1 «Конкурс» с 4 выстрелами к нему.

30-мм автоматическая пушка 2А42

Также на машине были оборудованы 6 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами

Средства наблюдения и связи

Место механика-водителя оборудовано приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства. Расположенное сразу за ним место стрелка оснащено приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А. Для связи имеется аппарат А-3 ТПУ.

В ночное время механиком-водителем производится наблюдение при помощи прибора ТВН-2 (для водителя), который монтируется непосредственно перед самим выездом, вместо переднего триплекса. Дальность и углы обзора не большие (при полной темноте) следовательно, что находится по бокам от машины для механика-водителя является "мёртвой зоной", наблюдение за данными секторами уже входит в обязанность командира и оператора-наводчика с докладом по внутренней связи. Данное оборудование поставляется в комплекте с техникой, но чаще всего хранится отдельно от машины.

Рабочие места командира и оператора оснащены приборами наблюдения и прицеливания. Место командира оснащено радиостанцией Р-123М и аппаратом А-1 ТПУ. У оператора есть аппарат А-2 ТПУ для внутренней связи.

Рабочие места стрелков в десантном отделении и кормовые двери для спешивания оснащены приборами ТНПО-170А предназначенные для наблюдения за местностью. Для внутренней связи в десантном отделении применяются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В правой двери оборудована радиостанция Р-126.

Для прицеливания оператор-наводчик применяет комбинированный прицел (в зависимости от модификации либо БПК-1-42, либо БПК-2-42) с 5,6-кратным увеличением днём и 5-кратным ночью. Для работы в активном режиме, на машину оборудован осветитель ОУ-5. Помимо прицела, у наводчика есть 3 перископических прибора ТНПО-170А оборудованные электрообогревом, а также 1 прибор заднего наблюдения ТНПТ-1. Для командира машины оборудованы два прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1, бинокулярный смотровой прибор ТКН-3Б и дневной прицел 1ПЗ-3 для поиска и наблюдения воздушных и наземных целей и осуществления наводки на них оружия.

БМП-2

Двигатель и трансмиссия

В машине есть два блока. Первый блок силовой и осоединяет в себе двигатель, планетарные механизмы поворота и коробку передач. Второй — блок охлаждения и очистки, в нём соединены радиаторы системы охлаждения, смазки двигателя, эжектор, воздухоочиститель и масляная система трансмиссии.

Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний монтируется к балкам крыши корпуса.

Двигатель — 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-20С1 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Максимальная мощность составляет 210—221 кВт. Общая масса сухого двигателя около 700 кг.

Силовой агрегат размещён условно в первом блоке (он же отсек), в самой её передней части машины под «ребристым». В него входят трансмиссия включающаяся в себя коробку передач, узлы рулевого управления, сцепление. Все это в той или иной степени подверженно ремонту в полевых условиях, так как к ним имеется прямой доступ. Двигатель же размещённый условно во втором блоке (отсеке), справа от механика-водителя практически полностью закрыт и без специального оборудования доступ к нему невозможен. Единственный путь к двигателю перегорожен бронированной плитой вместе с эжектором, прямо над ним и без серьёзного подъёмного оборудования не стоит даже и пытаться делать ремонт. Но всё же, создателями машины данная ситуация явно была продумана, если что-то происходит с двигателем значит машина не боеспособна и значит ей нужен капитальный ремонт, а он должным образом может быть сделан только в специализированном месте.

Через лючки перегородки ремонт двигателя невозможен в принципе, а доступ через них происходит только для планового его обслуживания. Но вот особо часто ими пользуются в холодное время года, когда двигатель уже прогрет, а температура в салоне такая же как и снаружи, хотя команда «по машинам!» уже прозвучала. Тут они и спасают, сначала порцию тепла получает механик-водитель и тот кто расположен сразу за ним, затем сидящие в башне и уже только потом десантное отделение, при условии, что поездка долгая и кормовые двери не часто открываются. Следует всё же заметить, что в целом это отделение не сильно успевает прогреться, так как лючки закрываются как только будет достигнута комфортная температура для механика-водителя. После этого нагрев осуществляется за счёт перегородок и нагнетаемого подогретого воздуха в салон.

Ходовая часть

В качестве базы применяется шасси с шестиопорной ходовой частью, её конструкция и характеристики аналогичны БМП-1.

Несмотря на гусеничный ход машина довольно быстрая и скорость в 65 км/ч по шоссе явно занижена из расчёта на устойчивое управление, а на предельно высокой скорости машина становится просто неуправляемой.

По пересечённой местности или грунтовой дороге (если не аналогично асфальтовой) более 40 км/ч невозможно разогнаться, только из-за особенностей конструкции машины, вся тяжесть двигателя и трансмиссии приходится на нос, поэтому на неровностях машина начинает клевать, это само по себе замедляет движение. Передвижение змейкой, единственный способ не потерять набранную скорость, это когда только одна гусеница попадает в неровность, а другая ещё нет, как бы объезжая её.

БМП-2 преодоление водной преграды

В машинах серии БМП применяется уникальное рулевое управление, что-то среднее между рулём в БТР и рычагами в танках, это так называемый «штурвал», который представляет из себя две горизонтальные рукоятки. С такой же свободой вращения, что и у руля, что позволяет управлять машиной словно колёсной техникой, с той лишь разницей, что угол отклонения его имеет свои ограничения. При повороте его в сторону, происходит плавно-равномерное перераспределение тяг на гусеницы, именно это разрешает не дёргать машину при повороте, как это обычно происходит с машинами на гусеничном ходу, что в конечном счёте для них, пагубно сказывается на катках и траках. После отпускания его, «штурвал» сам возвращается в исходное состояние. Следовательно, усилие необходимо прикладывать только при повороте, а горизонтальное положение в данный момент показывает, что машина передвигается по прямой. Благодаря такой конструкции, управление машиной сильно облегчается и такие маневры, как змейка на скорости, получаются более плавными.

Тренажёр механника-водителя БМП-2

ТТХ БМП-2

-Классификация: боевая машина пехоты
-Боевая масса, т: 14,0
-Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
-Экипаж, чел.: 3
-Десант, чел.: 7

Размеры

-Длина корпуса, мм: 6735
-Ширина корпуса, мм: 3150
-Высота, мм: 2450 (по осветителю); 2250 (по приборам прицеливания)
-База, мм: 3600
-Колея, мм: 2550
-Клиренс, мм: 420

Бронирование

-Тип брони: стальная катаная гомогенная (противопульная, противоосколочная)

Вооружение

-Калибр и марка пушки: 30-мм 2А42
-Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка
-Боекомплект пушки: 500 (бронебойные, осколочно-фугасные)
-Углы ВН, град.: ?5…+74 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: до 4 по наземным; до 2,5 по воздушным
-Прицелы: БПК-2-42 (БПК-1-42) — бинокулярный дневной и активно-пассивный ночной и зенитный 1ПЗ-3
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
-Другое вооружение: ПТРК 9К111 или 9К113


Подвижность

-Двигатель: Марка: УТД-20С1; Тип: дизельный; Объём: 15 900 куб.см.; Максимальная мощность: 221 кВт (300 л.с.), при 2600 об/мин; Максимальный крутящий момент: 1030 Н·м, при 1600 об/мин; Конфигурация: V6; Цилиндров: 6; Степень сжатия: 15,8; Охлаждение: жидкостное; Тактность (число тактов): 4; Порядок работы цилиндров: 1л-1п-2л-2п-3л-3п
-Скорость по шоссе, км/ч: 65
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40—50 по грунтовой дороге; 7 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 550—600
-Удельная мощность, л. с./т: 20,3—21,74
-Тип подвески: независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на 1, 2 и 6 узлах подвески
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,64—0,66
-Преодолеваемый подъём, град.: 35 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,7
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: плавает

БМП-2 выбирается на берег