Энциклопедия вооружений

Самолет Phantom F-4

Самолет Phantom F-4
ТипИстребитель-бомбардировщик
Максимальная скорость2585 км/ч
Практический потолок18,9 км
Боевой радиус1120 км

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II)

Истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.

Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.

Общие сведения

F-4

Самолёт был создан по заказу Военно-морского флота США, в основном, с целью защиты кораблей и был предназначен для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на самолёт возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую чем у F-104 «Старфайтер», состоявшего в то время на вооружении ВВС США, последние также проявили к этой машине самый большой интерес и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

Первоначально F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который эксплуатировался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

F-4

F-4 был оснащён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без участия наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами видимости.

На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте — 1452 км/час, который не был побит в течение 16 лет.

Обладая способностью легко достигать скорости, в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» являлся довольно сложной в пилотировании машиной, по большому счёту из-за плохих штопорных характеристик.

«Фантом» состоял в производстве с 1958 по 1979 и всего было создано 5195 машин. 5057 из них были построены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 изготовлены по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства самолёта F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 машины в месяц. ВВС США имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты — 1264 самолёта.

Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» состояли на вооружении в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был снят с вооружения в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты данного типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё состоял на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. При этом Германия, Греция, Египет, Израиль, Турция, Южная Корея и Япония планируют провести модернизацию своих F-4, для того, чтобы эти самолёты продолжали свою службу вплоть до 2015 года.

McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Боевое применение

США

Война во Вьетнаме

F-4 Phantom II

За всю войну во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт по подробной статистике из американского альманаха (касающегося только ВВС США, данных по ВМС и КМП там нет) 106,5 (66 МиГ-21, 33,5 МиГ-17(1 совместный) и 8 МиГ-19 и еще 1 китайский МиГ-17) побед в воздушных боях. Джон Шервуд заявляет о 277 победах, не приводя никаких подробностей. Потери F-4 составили, по некоторым данным, 122 самолёта (103 сбили вьетнамские МиГ-21, 14 МиГ-17, 3 МиГ-19 и ещё 2 сбили китайские МиГ-19, но по другим сведениям из американского альманаха, ВВС США потеряли в воздушных боях 67 самолётов всех типов (не только "Фантомов", а и вообще всех, участвовавших в боях над Северным Вьетнамом).

Во время воздушных боёв ракеты «воздух-воздух» показали достаоточно невысокую точность, что заставило вернуть на вооружение самолётам пушки. В начале войны у истребителей F-4C/D эффективность ракет AIM-9E составила всего 13,2%. Из 612 выпущенных за всю войну ракет AIM-7 поразило цель 57(9,3%). У AIM-4 за всю войну эффективность составила 10,4%. У северовьетнамцев за первый год применения поразили цель 34,7% из выпущенных ракет Р-3С.

2 декабря 1966 года- «Чёрная пятница» Вьетнамской войны. Северовьетнамским ПВО сбиваются 8 американских самолётов, в том числе 5 F-4 «Фантом».

фантом

Для противодействия зенитным ракетам активно применялись средства РЭП, которые снижали эффективность применения ЗРК по «Фантомам».

«Фантомы» во Вьетнаме стали фигурантами нескольких очень значительных инцидентов.

29 июля 1967 года произошёл крупный инцидент на американском авианосце «Форрестол». С готовящегося к нанесению удара по территории Вьетнама F-4B произошёл самопроизвольный запуск неуправляемой ракеты «Зуни», которая поразила топливный бак самолёта A-4 «Скайхок». В результате крупного пожара погибли 134 человека и 161 был ранен, было уничтожено 29 самолётов, из них 7 «Фантомов», и ещё 42 летательных аппарата получили очень серьезные повреждения. Авианосец был отправлен на капитальный ремонт.

F-4f

В июне 1968 года американские F-4 по ошибке потопили свои же два патрульных катера типа «Свифт» и нанесли повреждения одному американскому крейсеру и австралийскому эсминцу. Пилоты «Фантомов» посчитали флот ведущий огонь по побережью «низколетящими северовьетнамскими вертолётами» и выпустили по ним ракеты AIM-7E.

18 мая 1969 года F-4B протаранил в лоб топливный заправщик KC-130, который в это время заправлял два «Фантома». «Геркулес», виновник трагедии и один из заправляющихся моментально упали в море, вернуться удалось лишь одному изрешечённому осколками «Фантому».

За всю войну по всем причинам было потеряно от 761 до 892 F-4, больше чем любых других самолётов.

F-4 Фантом

Столкновения с советскими разведчиками-ракетоносцами

В 1970 году произошло столкновение советского разведывательного Ту-16 с F-4 американских ВМС. В результате столкновения «Фантом» был потерян.

4 октября 1973 года советский Ту-16 столкнулся с американским F-4, оба самолёта смогли вернуться на базу.

Поднимались американские «Фантомы» и на перехват советских разведчиков Ту-95. В одном из таких перехватов над Атлантикой тройка «Фантомов» пошла на сближение с Ту-95 и один из американских самолётов разбился о крыло советского.

McDonnell Douglas F-4

«Буря в пустыне»

Данные самолёты участвовали в операции «Буря в пустыне». Один F-4G разбился из за недостатка горючего после того как иракским снарядом были пробиты топливные баки. Ещё по одному F-4 были потеряны до начала и после окончания боевых действий по небоевым причинам. В воздушных боях «Фантомы» лишь «отметились», когда F-4G поразил ракетой свой же бомбардировщик B-52 Stratofortress. За время войны F-4G уничтожили 254 иракских радара.

ВВС Израиля

Первая война на истощение

11 сентября 1969 года израильским Фантомом был уничтожен первый египетский МиГ-21. 17 ноября 1969 года, при нанесении бомбового удара по позиции иорданской РЛС ДО, был потерян израильский F-4E, пилоты смогли катапультироваться. Этот случай стал первой боевой потерей «Фантома» в израильских ВВС. 9 декабря в воздушном бою с египетским МиГ-21 был сбит израильский «Фантом».

12 февраля 1970 года израильские «Фантомы» разбомбили гражданский металлургический завод в египетском городе Абу-Забала. 70 рабочих погибло и более 100 ранено. 8 апреля 1970 года «Фантомы» израильских ВВС совершили бомбовый налёт на начальную школу в египетском городе Бахр ель-Бакар. На школу было сброшено 5 бомб и запущены 2 ракеты, в результате которых погибло 46 детей, еще более 50 получили ранения различной степени тяжести. Такого рода инциденты привели к прямому вмешательству СССР. Уже 13 апреля советские лётчики (на МиГ-21) осуществили перехват двух израильских «Фантомов». Согласно некоторым источникам «Фантомы» были уничтожены, по другим произошёл только перехват. 8 июня 1970 года, по израильским данным два «Фантома» было сбито египетскими МиГ-21.

Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II

Вмешательство СССР

После трагических случаев с гражданскими объектами, египетские ПВО были усилены советскими частями. До 18 июля советские зенитчики сбили 5 израильских «Фантомов», осуществлявших боевые вылеты на территорию Египта, шесть пилотов и операторов были взяты в плен. 3 августа, незадолго до подписания перемирия, ещё два «Фантома» были подбиты советскими ракетами С-125, пилоты первого смогли катапультироваться и попали в плен, второй самолёт всё же смог дотянуть до аэродрома.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

21 февраля 1973 года пара израильских «Фантомов» перехватила над территорией египетского города Исмаилия, ливийский пассажирский лайнер Boeing 727. Истребители расстреляли самолёт из пушек, вследствии чего поврежденный Boeing начал совершать экстренную посадку в пустыне. Самолёт упал в дюны, из 113 пассажиров выжило только пятеро.

Сентябрь 1973

13 сентября 1973 года израильскими F-4 было уничтожено 7 сирийских истребителей МиГ-21, в свою очередь сирийские МиГ-21 записали на свой счёт две неподтверждённые победы над F-4 в этот день.

Война Судного дня

McDonnell Douglas F-4 Phantom II

Израильские «Фантомы» принимали участие в отражении арабского наступления в период 6-24 октября 1973 года. В общей сумме, в воздушных боях(всех самолётов) по арабским данным количество побед было 2-1,5 к 1 в их пользу, израильская же сторона утверждала о сотнях сбитых арабских самолётах при своих незначительных потерях. По данным ACIG израильские «Фантомы» на египетском фронте одержали 35 подтверждённых побед (14 вертолётов Ми-8, 13 истребителей МиГ-21 и 8 МиГ-17), при этом потеряли 14 подтверждённых самолётов (все сбиты МиГ-21). На сирийском фронте было одержано 13 подтверждённых побед (в том числе 12 МиГ-21), при потере 13 уничтоженных и 3 повреждённых подтверждённых самолётов (все сбиты или повреждены МиГ-21). Также «Фантомы» уничтожили 2 иракских МиГ-21, при этом один F-4 был сбит иракским МиГ-17. Кроме этого один «Фантом» был по ошибке уничтожен израильским истребителем.

В первый день войны два «Фантома» полетели на перехват 28 египетских истребителей над Синайским полуостровом. В неравном воздушном бою над Офирой они сбили семь или восемь МиГ-17, после чего вернулись на свой аэродром.

На второй день войны «Фантомы» провели операцию «Дугман-5» по уничтожению сирийской ПВО. Операция завершилась полным провалом: 6 израильских самолётов было сбито и 6 повреждено, уничтожен 1 сирийcкий комплекс ЗРК.

8 октября израильские «Фантомы» нанесли одновременный налёт по сирийским аэродромам. Во время отражения налёта сирийские летчики сбили 10 «Фантомов» (по данным веб-сайта skywar.ru за день 8 октября ВВС Израиля потеряли на сирийском фронте один «Фантом», по данным ACIG известно о четырех «Фантомах», сбитых сирийскими МиГ-21).

Всего в ходе войны «Фантомы» совершили 3300 боевых вылетов. В ходе которых безвозвратно потерянно 32—55 самолётов и более 30 повреждённо. Погибло по разным израильским данным 12—15 пилотов и более 20 были захвачены в плен.

Вторая война на истощение

F-4 «Фантом» II

В ходе боёв за гору Хермон в апреле 1974 года известно о двух F-4 сбитых сирийцами (один ЗРК, другой МиГом-21). По данным ACIG известно ещё о двух «Фантомах» сбитых сирийскими МиГ-23.

Так же были потери по техническим причинам, 20 апреля,во время подготовки к вылету на аэродроме Тель-Ноф, из за возгорания топлива взорвался израильский F-4E. Взрывом было уничтожено несколько зданий на территории аэродрома, погибло несколько человек.

Гражданская война в Ливане

F-4 Phantom II использовался ВВС Израиля во время гражданской войны в Ливане, в период с конца 70-х по начало 90-х годов. Роль истребителя завоевания господства в воздухе досталась новым самолётам F-15 и F-16, поэтому «Фантом» стал использоваться для наземных операций, ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. Тем не менее бои с истребителями всё же имели место. 4 января 1981 года «Фантом» в воздушном бою сбил иракский МиГ-21. 26 апреля один F-4 был серьёзно повреждён зенитным огнём во время атаки лагерей палестинцев в районе Ад-Дамура и Сайды в Ливане.

В 1982 году израильские «Фантомы» принимали участие в крупномасштабной наступательной операции «Мир Галилее» на территории Ливана. В первые дни операции F-4 использовались в уничтожении сирийской группировки ПВО «Феда». Начиная с 9 июня имели место несколько крупных воздушных боёв, в которых «Фантомы» приняли небольшое участие. 10 июня «Фантом» сбил сирийский МиГ-21, в этот же день, по некоторым данным, один F-4, был сбит «двадцатьпервым» (израильские источники потерю подтверждать не стали, несмотря на то что были найдены кокпит и обломки сбитого «Фантома» и продемонстрированы западным исследователям, судьба пилотов сбитого самолёта осталась неизвестной). 11 июня было подписано перемирие, но продлилось оно совсем недолго. 11 июля израильский «Фантом» был сбит сирийским ЗРК. 12 июля «Фантомы» совершили налёт на город Дамур в 15 км южнее Бейрута и на деревню Нами ? 5 убитых и более 25 раненых. 24 июля один «Фантом» был уничтожен ЗРК «Оса». В октябре один разведчик RF-4E был повреждён ракетой, выпущенной сирийским МиГ-21. После этого боевые действия пошли на спад. В Сирию начали поставляться новые истребители МиГ-23МЛ, которые по их заявлениям в 1982 или 1983 году сбили один израильский «Фантом» (израильской стороной данная информация не подтверждена). 16 октября 1986 года разбился один F-4 — сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, по одной из версий, из-за неисправности взрывателя одной из бомб, по другим данным от вражеского огня, один пилот спасся, другой попал в плен.

Истребитель-бомбардировщик «Фантом» II

ВВС Ирана

1970-е

28 ноября 1973 года советский МиГ-21СМТ, пилотируемый Г.Елисеевым перехватил иранский разведчик RF-4, нарушивший воздушную границу. После безуспешного пуска ракет советский пилот пошёл на таран. Пилоты «Фантома» катапультировались.

Иранские «Фантомы» использовались для борьбы с советскими высотными разведчиками МиГ-25. Истребителям модификации F-4D ни разу не удалось перехватить нарушителей, однако более совершенные F-4E повредили один МиГ-25Р в 1976 или 1977 году ракетой AIM-7E, прежде чем упасть МиГ успел долететь до территории СССР.

Ночью с 18 на 19 сентября 1976 года, пара иранских F-4 вылетела на перехват неизвестного летающего объекта прямо над Тегераном. Первый «Фантом» с напарником пилотировал генерал Джаханбади, второй л-т Джафари и 2-й л-т Кейван. Во время перехвата Кейвану захотелось катапультироваться, но в последний момент он передумал. Генерала Джаханбади казнили во время революции в 1979 году.

В этом же году ещё один иранский разедчик RF-4 был уничтожен над СССР советскими истребителями.

В середине 1970-х иранские «Фантомы» совершали разведывательные вылеты над территорией Йемена. Три разведчика были уничтожены йеменскими зенитчиками и истребителями.

17 августа 1979 года курды, рядом с приграничным городом Павех, огнём ЗУ-23-2 сбили иранский F-4E, лётчик и оператор погибли.

Ирано-иракская война

К началу войны Иран имел 188 самолётов F-4D/E и 14 RF-4E. Кроме того, в рамках соглашения через Парагвай было предоставленно 23 F-4E непосредственно из наличного состава ВВС США. Один иранский «Фантом» был сбит иракским истребителем ещё до начала войны. В начале войны иракские самолёты совершили налёты по четырём аэродромам и другим военным объектам. На аэродроме Мехрабад в результате удара иракских МиГ-23БН были уничтожены два иранских F-4. 29 ноября 1980 года одним «Фантомом» были потоплены несколько иракских ракетных катеров «Оса» производства СССР.

По западным подсчётам, за первые 9 месяцев войны Иран потерял 60 «Фантомов». По иракским данным, только за первые дни войны (к началу октября 1980) было сбито 180 «Фантомов».

За период 1980-1988 годы «Фантомы» одержали 53—82 воздушные победы (в том числе 13 МиГ-23БН, 11—19 Су-20/Су-22, 9—29 МиГ-21, 4 МиГ-23М, 4 Mirage F1, 2 Ан-26ТВ, 1 Ту-22Б, 1 МиГ-27, 1 Super Etendard, 1 Ми-25 и 1 Bell 214), при потере 38 — 55 самолётов (в том числе 11 — 16 сбили МиГ-21, 10 — 19 МиГ-23М, 9-10 Mirage F1, 3 МиГ-25, 0 — 1 Ми-24 и 1 Су-20). Также 2-3 F-4 было уничтожено в боях с американскими F-14 и саудовскими F-15 (незадолго до боя с F-15, иранские F-4 безуспешно обстреляли саудовский заправщик KC-130H и перехватили один F-15, тогда «Иглы» вступать в бой не стали). F-4 себя плохо показал в ближнем манёвренном бою с иракскими истребителями, такими как МиГ-23М и Mirage F1.

4 апреля 1981 года иранские «Фантомы» осуществили успешный налёт на иракский комплекс военных баз H-3. Рано утром восьмёрка «Фантомов» вылетела с воздушной базы расположенной в городе Тебриз. Пара «Томкэтов» патрулировала границу на низкой высоте. В это время из Турции вылетело два самолёта-заправщика Boeing 707. Совершая полёт на низкой высоте над Северным Ираком, танкеры заправили «Фантомы» и стали возвращаться. F-4 атаковали базу с разных направлений, ни один иракский перехватчик не был готов к взлёту. Были уничтожены взлётно-посадочные полосы, две радарные станции и несколько ангаров с самолётами. Иранцы заявили об уничтожении и повреждении 48 иракских ЛА во время налёта. По американским данным 27 ЛА советского и французского производства было уничтожено и 11 повреждено. Все иранские «Фантомы» успешно вернулись на базу.

Иранские F-4 стали первыми самолётами, предпринявшими попытки налётов на иракский ядерный реактор «Озирак». За первые восемь месяцев войны было совершено 10 налётов, но только лишь в одном случае удалось частично повредить внешнюю систему охлаждения, в остальных истребители-бомбардировщики были уничтожены огнём ПВО.

12 июля 1986 года иранский «Фантом» с помощью ракеты «воздух-поверхность» AGM-65A Maverick уничтожил стоящий на нефтяной платформе иракский тяжёлый десантный вертолёт SA.321GV.

8 августа 1987 года иранский F-4E перехватил и выпустил ракету по патрульному самолёту P-3C ВМС США. Ракета AIM-7 не смогла поразить цель.

Иранские пилоты периодически угоняли «Фантомы» в Ирак. Известно как минимум 6 случаев угона самолётов. Угнавший F-4 в конце 1986 года иранский полковник рассказал что в пригодном для полётов состоянии ни осталось ни одного разведчика RF-4E.

За всю войну были уничтожены и выведены из строя практически все «Фантомы», количество боеспособных F-4 всех модификаций сократилось до 10 — 20 самолётов.

Дальнейшая служба

5 апреля 1992 года восьмерка иранских «Фантомов» нанесла удар по тренировочному лагерю антиисламской оппозиционной группировки «Муджахеддин эль-Халк» на территории Ирака. В результате налёта погиб один боец группировки — механик Хуссейн Никпейман. Ответным огнём 23-мм установки ЗУ-23-2 был подбит один самолёт.

15 марта 2013 года иранский F-4 попытался совершить перехват американского БПЛА MQ-1 Predator над Персидским заливом, но был отогнан двумя американскими истребителями.

Другие конфликты

Турецко-греческий конфликт

Турецкие истребители неоднократно встречались c греческими в 80-е и 90-е годы.

В 1985-1986 годах имели место перехваты и маневрирование между греческими F-4E и турецкими F-104G, по неподтвержденной информации во время этих перехватов было потеряно два «Старфайтера».

2 сентября 1994 года греческий F-4E, над Эгейским морем, по ошибке атаковал и сбил другой греческий F-4E.

20 октября 1995 года турецкий разведывательный RF-4E был перехвачен неизвестным греческим истребителем. Во время маневрирования турецкий самолёт разбился.

28 декабря 1995 года греческий F-16C вступил в воздушный бой с турецким F-4E. Во время маневрирования турецкий самолёт рухнул в море.

5 ноября 1997 года разбился турецкий F-4E после воздушного боя с неизвестным греческим истребителем.

Турецко-сирийский конфликт

22 июня 2012 года F-4 турецких ВВС был уничтожен силами ПВО Сирии.

Сравнение с аналогами
СССР Су-7 США McDonnell Douglas F-4 Phantom II США Republic F-105 Thunderchief Великобритания Hawker Hunter Франция Dassault Super Mystere Франция Dassault Etendard Индия HAL HF-24 Marut
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957-1972 1958-1979 1957-1964 1953-? 1957-1960 1960-1965 1961-1985
Выпущенно, единиц 1874 5195 833 примерно 2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Пушка 2х 30-мм НР-30 1х 20-мм M61 Vulcan 1х 20-мм M61 Vulcan 4х 30-мм ADEN 2х 30-мм DEFA 552 2х 30-мм DEFA 552 4х 30-мм ADEN
Максимальная взлётная масса, кг 13043 20230 23970 11160 11660 10200 10910
Силовая установка 1х АЛ-7Ф-1 2х General Electric J79-GE-8 1х Pratt & Whitney J75-P-19W 1х Rolls-Royce Avon 207 1х SNECMA Atar 101G 1х SNECMA Atar 8B 2х Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1х 94,1 2х 79,4 1х 117,9 1х 45,1 1х 43,1 1х 43,2 2х 21,6
Максимальная скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15000 18898 12558 15240 17000 15500 13750
Практическая дальность (без ПТБ), км 1130 2380 1240 1175 1100

Модификации

Изначально самолёты для ВМС обозначались F4H, а самолёты для ВВС — F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

Варианты для ВМС и морской пехоты США

-F4H-1F (F-4A) — первая модификация, принятая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.

F4H-1F


-F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или ?8B). Произведено 649 машин.

F-4B


-RF-4В (F4Н-1Р) — безоружный фоторазведчик на базе F-4В (первый полёт 12.03.1965).

RF-4B


-F-4G (не следует путать с F-4G «Wild Weasel») — модификация самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.

F-4G

F-4G


-F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).

F-4J


-F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).

F-4N


-F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

F-4S

Варианты для ВВС США

-F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально имела обозначение F-110A.

F-4C


-RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на базе F-4С (первый полёт 18.05.1964).

RF-4C


-F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).

F-4D


-F-4Е — усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была оборудованна телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», дающая возможность опознавать самолёты противника на большом удалении.

F-4E


-F-4G Wild Weasel V (не следует путать с F-4G для ВМС) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

F-4G Wild Weasel V

Варианты на экспорт

-F-4EJ — F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией "Мицубиси дзюкогё".

F-4EJ


-F-4F — модификация экспортных F-4E для ВВС ФРГ. В отличие от F-4E, не имели топливного бака N7, что позволило уменьшить массу машины до 13300 кг. В июне 1971 года заказаны 175 машин, в мае 1973 года первый выпущенный истребитель поднялся в воздух, в 1976 году по программе "Peace Rain" была начата модернизация, в 1983 году — стартовала вторая программа модернизации (ICE), которая была закончена в 1990 году. В 2012 году на вооружении оставалось 21 F-4F, последний был снят с вооружения 30 июня 2013

F-4F


-F-4K — вариант для Королевских ВМС Великобритании. Сконструировано 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).

F-4K


-F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

F-4M

ТТХ

-Экипаж: 2 чел
-Макс. скорость: 2585 км/ч
-Боевой радиус: 1120 км
-Дальность полёта: 2380 км
-Практический потолок: 18898 м


-Размеры:

-Длина: 17,78 м
-Высота: 4,95 м
-Размах крыла: 11,7 м
-Площадь крыла: 49,23 кв.м.
-Макс. взлётная масса: 20230 кг


-Силовая установка:


-Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8
-Тяга двигателя(форсаж), кН: 2 х 79,4


-Вооружение:


-Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61 Vulcan
-Боезапас: 725
-Кол-во точек подвески: 10
-Масса подвесных элементов: 7275 кг
-Подвесные вооружения: AIM-7, AIM-9, AGM-12,
-свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
-до пяти 1401 литровых ПТБ

Никаких ограничений, только настоящее удовольствие на сайте https://korolev.inditok.info с самыми горячими спутницами. Окунись в мир наслаждения и удовольствия с помощью https://zel.inditail.net, где тебя ждут сногсшибательные незнакомки. На alaev.su разработка и раскрутка сайта в Ростове-на-Дону.