Энциклопедия вооружений

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М

Сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М

Ту-22М («изделие 45»)

По кодификации НАТО: Backfire — «Ответный Огонь»

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.

Ту-22М

История

К середине 1960-х годов тенденции в области боевого применения дальней авиации обозначили низкую эффективность однорежимных сверхзвуковых тяжёлых бомбардировщиков. Необходимо было создавать многорежимные самолёты, способные выполнять боевые задачи в широком спектре высот и скоростей. Эта цель могла быть достигнута, в первую очередь, использованием крыла изменяемой в полёте стреловидности.

Ракетоносец-бомбардировщик ТУ-22М

Работа над проектом такого дальнего ударного самолёта началась в ОКБ Туполева в 1965 году. Поначалу работа велась без финансирования из государственного бюджета на инициативных началах и позиционировалась исключительно как глубокая модернизация самолёта Ту-22К. Проект первоначально получил название «145», или официально — машина «АМ», «ЮМ», и окончательное название « изделие 45». На этом этапе проектирования шли разработки конструкции, уже опробованной на самолётах Ту-22 с расположением двигателей над фюзеляжем по обеим сторонам киля. Переделки касались практически только крыла будущего самолёта. Однако к 1967 году по ряду технических причин конструкция Ту-22М была полностью пересмотрена, и прототип нового бомбардировщика потерял сходство с самолётом-предшественником. За основу проекта «145» окончательно был взят проект «106Б». Появляется вариант Ту-22М со среднерасположенным крылом, воздухозаборниками по бортам фюзеляжа и расположением двигателей в хвостовой его части, по типу тяжелого перехватчика Ту-128.

Ту-22М3

Типдальний сверхзвуковой бомбарди
Максимальная скорость2300 км/ч
Практический потолок13300 км
Боевой радиус1500—1650 км