Энциклопедия вооружений

Модификации, боевое использование КА-25

Модификации,

Модификации

Ка-25 (Hormone по классификации НАТО)

КА-25

Базовая модификация, сконструированная в целях испытания и проверки возможности реализации вертолёта, соответствующего техническому заданию. Впоследствии весь акцент разработчики перенесли на Ка-25ПЛ.

Ка-25ПЛ (Hormone-А по классификации НАТО)

КА-25ПЛ

Основная модификация вертолёта Ка-25. Вертолёт предназначен для обнаружения и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было произведено 275 машин данной модификации. Вертолёт оснащён опускаемой гидроакустической станцией ВГС-2 «Ока» в задней части фюзеляжа, поисковой РЛС «Инициатива-2К» в носовом обтекателе и радиогидроакустической системой «Баку» с приёмным устройством СПАРУ-55 «Памир». Также на машинах этой модификации оборудован радиоприёмник маяков-ответчиков РПМ-С, взаимодействующий с радиолокационными буями типа «Поплавок-1А». В поисковом варианте вертолёт способен переносить и применять до 36 сбрасываемых радиогидроакустических буёв типа РГБ-Н «Ива», РГБ-НМ «Чинара» или РГБ-НМ1 «Жетон», размещённых в контейнере по правому борту за стойкой основного шасси. Вертолёт может быть вооружён торпедами типа АТ-1, АТ-1М, Т-67, ракето-торпедой АПР-2 или противолодочными авиабомбами (ПЛАБ 250—120,-50,-МК).

Ка-25Ц (Hormone-B по классификации НАТО)

КА-25Ц

Вертолёт целеуказания, действующий в интересах береговых или корабельных командных пунктов, сообщая им координаты целей, не доступных для непосредственного радиолокационного обнаружения. Эта модификация вертолёта создавалась совместно с модификацией Ка-25ПЛ, поскольку в процессе создания единого морского вертолёта оказалось невозможным совместить функции противолодочной обороны и целеуказания в одном вертолёте, не выходя за установленные ограничения по массе и габаритам. Вертолёт этой модификации совершил первый полёт 21 марта 1962 года. Всего было выпущено 50 машин этой модификации. Ка-25Ц отличается от Ка-25ПЛ установкой РЛС кругового обзора, оборудованной в носовом обтекателе, и автоматической системы передачи данных. Данные системы являются составной частью вертолётно-корабельного комплекса разведки и целеуказания «Успех». Вертолёт может патрулировать акваторию на удалении до 200 км от корабля базирования, производить радиолокационный дозор и целеуказание в радиусе 250 км и обеспечивать ретрансляцию в радиусе 250 км. На вертолёте демонтированы бомболюки (на их месте смонтированы дополнительные топливные баки и системы, необходимые для обнаружения подводных лодок). Стойки шасси выполнены убирающимися в полёте для недопущения затенения РЛС. Также на борту установлена лебёдка, позволяющая эксплуатировать вертолёт в качестве поисково-спасательного. Проведённые модификации разрешили снизить массу машины и увеличить запас топлива, что вылилось в большую дальность полёта и увеличенное время патрулирования.

Ка-25ПС (Hormone-C по классификации НАТО)

КА-25ПС

Поисково-спасательная модификация Ка-25, сделанная путём снятия оборудования с Ка-25ПЛ и призванная действовать в интересах Министерства обороны. Создание машины началось на основании приказа Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 28 июня 1972 года. С машины снято специальное оборудование, но установлена лебёдка грузоподъёмностью 250 кг, оборудованная корзиной для подъёма людей, а также дополнительное осветительное оборудование и приводная радиостанция предназначенная для пеленгации аварийных радиомаяков.

Ка-25ПЛФ

Модификация Ка-25ПЛ, оборудованный форсированными двигателями.

Ка-25ПЛЮ

Вертолёт созданный для борьбы с подводными лодками при помощи глубинной атомной бомбы 8Ф-59, для размещения которой подвергся переоборудованию бомбоотсек.

chargers bar

Ка-25ПЛЭ

Поисковый вертолёт, полученный путём переоборудования Ка-25ПЛ. Создан на основании постановления от 10 июля 1967 года. Эксплуатировался для поиска космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане.

Ка-25ПЛС

Противолодочный вертолёт для использования торпеды ВТТ-1 «Стриж». Создан на основании постановления от 5 августа 1970 года и принят на вооружение в 1976 году. Особенность торпеды «Стриж» заключается в управлении по проводам. На вертолёте установлена аппаратура передачи данных «Аист-К».

Ка-25ИВ

КА-25ИВ

Ка-25ПЛ, переоборудованный для измерения траекторий и координат падения головных частей баллистических ракет. Создан на основании постановления от 18 июня 1962 года. Всего переделано 6 экземпляров.

Ка-25Л1 (Л — лаборатория)

Модификация Ка-25 для проведения гидрологических исследований.

Ка-25К

КА-25К

Модификация Ка-25 для переброзки грузов. На вертолёте снята аппаратура военного назначения, а в носовой части фюзеляжа смонтирована подвесная кабина для оператора погрузки, который в состоянии управлять вертолётом во время погрузочных работ. Машина способна транспортировать на внешней подвеске груз массой до 2 тонн, а внутри фюзеляжа до 1,5 тонн.

Ка-25М

Проект многоцелевого вертолёта на базе Ка-25. Построен не был.

Ка-25ЛЗ

Модификация Ка-25 для испытания новых типов противолодочных вооружений. Спроектирован на основании постановления от 28 октября 1970 года.

Ка-25ИСК

Модификация Ка-25 для юстировки корабельных радиолокационных станций. Создан на основании постановления от 10 марта 1971 года.

Ка-25Л2 (Л — лаборатория)

Модификация Ка-25 для исследований и испытаний опускаемых гидроакустических станций. Создан на основании постановления от 12 мая 1971 года.

Ка-25БШЗ (БШЗ — буксировщик шнуровых зарядов)

КА-25БШЗ

Модификация Ка-25 для разминирования акваторий от донных мин с помощью буксировки шнуровых зарядов. Создан на основании постановления от 8 мая 1973 года.

Ка-25Ш

Вертолёт огневой поддержки сухопутных сил и морских десантов. Вооружён блоками неуправляемых авиационных ракет (НАР). Создан на основании решения Министерства Обороны от 21 февраля 1975 года.

Ка-25РОМБ

Модификация Ка-25 для проведения радиотехнической разведки. Построен на основании договора от 1975 года.

Ка-25БТ (БТ — буксировщик трала)

Модификация Ка-25 для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин с помощью траления. 12 вертолётов этой модификации учавствовали в международной операции по разминированию Суэцкого залива.

Ка-25Ф

КА-25Ф

Проект фронтового вертолёта на базе Ка-25, оборудованного лыжным шасси и вооружённого 23-мм пушкой, блоками НАР и ПТУР

Боевое применение

-Международная операция по очистке Суэцкого канала — в 1974 году 12 советских Ка-25БТ разминировали Суэцкий канал после Войны Судного дня, сделав 188 вылетов.
-Гражданская война в Ливане (1975—1990)
-Югославские войны (1991—2001)

Страны эксплуатанты

-СССР — находился на вооружении вплоть до самого развала страны в 1991 году
-Россия — Ка-25Ц находился на вооружении до середины 1990-х годов
-Украина — после раздела Черноморского флота в 1997 году Украине досталось 28 Ка-25 (18 Ка-25ПЛ, 2 Ка-25БШЗ, 2 Ка-25Ц, 3 Ка-25ПН и 3 Ка-25У)
-Болгария — 4 Ка-25 были поставлены с 1984 по 1991 год
-Вьетнам — 17 Ка-25 поставлены с 1979 по 1984 год
-Югославия — 12 Ка-25 поставлены в 1975 году
-Индия — 7 Ка-25 поставлены в 1980 году
-Сирия — 9 Ка-25 поставлены в 1974 году

Поиск