Энциклопедия вооружений

Основной танк 74

    Фото

    Основной танк 74
    Япония

    Разработка танка “74” начата в 1964 году, а серийное производство в 1975 году. Всего выпущено выше 870 ед. Для танка принята традиционная компоновочная схема с задним расположением МТО и раздельным размещением экипажа, состоящего из четырех человек: командир танка и наводчик - справа, заряжающий слева от пушки, а механик-водитель - в левой передней части корпуса. Особенностью танка является малый объем обитаемых отделений, что обусловлено ориентацией на сравнительно низкорослых танкистов. Определенное влияние на компоновку оказало использование гидропневматической подвески, позволяющей изменять клиренс и положение танка относительно опорной поверхности.Основным вооружением является английская 105-мм нарезная пушка с концентрическими противооткатными устройствами, которая производится в Японии по лицензии.

    В боекомплект танка “74” входят только бронебойные полкалиберные и бронебойно-фугасные снаряды, всего 55 выстрелов. Большая часть боекомплекта размещена в корпусе справа от водителя, меньшая - в кормовой нише башни. Заряжание пушки ручное.С пушкой спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 4500 патронов. Между люками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огонь из пулемета может вести как заряжающий, так и командир. Углы наведения по вертикали находятся в пределах от -10 до +60 градусов. Боекомплект 600 патронов. По бортам кормовой части башни установлено по три дымовых гранатомета калибра 60 мм для постановки дымовых завес на дальности около 100 метров.Система управления огнем включает лазерный прицел- дальномер командира, основной и дополнительный прицелы наводчика, стабилизатор, баллистический вычислитель, пульты управления командира и наводчика, приводы управления. Функции измерения дальности и подготовки данных для стрельбы возложены на командира. Он пользуется комбинированным (Лень-ночь) перископическим прицелом, в который встроен лазерный дальномер на рубине, измеряющий дальность в пределах от 300 до 4000 метров с точностью десять метров. Прицел имеет восьмикратное увеличение и связан с пушкой с помощью параллелограммного устройства. Для кругового обзора предусмотрено пять перископических (смотровых приборов, установленных по периметру основания командирского люка.Наводчик пользуется основным комбинированным (день-ночь) перископическим прицелом с восьмикратным увеличением и вспомогательным комбинированным телескопическим прицелом. Ночные приборы активного типа, подсветка производится с помощью ксенонового прожектора, установленного слева от маски пушки.Двухплоскостной стабилизатор с электромеханическим приводом наводки обеспечивает ведение огня из пушки и спаренного пулемета как наводчиком, так и командиром с помощью одинаковых пультов управления. Наводчик может использовать, кроме того, дублирующий ручной привод наводки по вертикали и по горизонту. Заряжающий имеет поворотный (на 360 градусов) перископический смотровой прибор, установленный перед люком.

    По уровню защиты танк “74” близок к танкам М60А1 и Леопард-1. Броня стальная монолитная, корпус сварной, башня литая с плавными обводами и значительными углами наклона. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса составляет 110 мм при угле наклона 65 градусов. Танк оборудован системой защиты от ОМП.В кормовой части в МТО размещены в едином силовом блоке двигатель с трансмиссией и обслуживающими системами, а также два топливных бака и четыре аккумулятора (по два на каждом борту у кормы).На танке установлен двухтактный V-образный десятицилиндровый многотопливный двигатель воздушного охлаждения мощностью 550 кВт (750 л.с.). На двигателе смонтированы два осевых вентилятора и кожухи для направления потока охлаждающего воздуха.

    В передней части двигателя установлены два турбокомпрессора, каждый из которых имеет связь с коленчатым валом, что обеспечивает необходимую раскрутку компрессора при пуске двигателя.Трансмиссия МТ75А фирмы “Мицубиси” механическая, планетарная, с фрикционным включением передач (шести переднего и одной заднего хода) и дифференциальным механизмом поворота. Ходовая часть пятиопорная, без поддерживающих катков. Особенностью танка является установка гидропневматической подвески внутри корпуса. Первая и пятая пары узлов подвесок регулируются с места водителя или командира. При этом могут изменяться дифферент (на 6 градусов), крен (на 9 градусов), клиренс (на 450 мм). Углы наведения пушки за счет подвески могут быть увеличены до - 12 градусов и + l5 градусов. При необходимости подвеска может блокироваться (при повреждении, при стрельбе и т.д.).Натяжение гусениц может регулироваться с места механика-водителя с помощью гидропривода натяжного механизма. Опорные катки двухскатные. На танке применяются два типа гусениц с резинометаллическими шарнирами параллельного типа: учебные (обрезиненные) и цельнометаллические с развитыми шевронными грунтом- цепами.По показателям подвижности танк “74” занимает промежуточное положение между моделями “Леопард-1” и М60А1. Максимальная скорость 53 км/ч. Запас хода 300 км. При необходимости он может быть увеличен за счет установки снаружи корпуса дополнительных бочек. Танк “74” приспособлен дм подводного движения (при установке трубы-лаза над командирским люком и двух труб для отработавших газов). Один танк в каждой роте оснащен бульдозерным отвалом.На шасси танка созданы 155-мм самоходная гаубица “75”, бронированная ремонтно-эвакуационная машина “78” и мостоукладчик. Танк другим странам не поставлялся. В боевых действиях участия не принимал.

    Фото

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Масса 35 т
    Экипаж 4 чел.
    Пушка 105-мм нарезная
    Боекомплект 51 выстрел.
    Типы боеприпасов БИС, БКС, ДС
    Дальномер лазерный
    Стабилизатор электромеханический
    Баллистический вычислитель электронный
    Заряжание вручную
    Дублированное управление огнем от командира танка
    Пулеметы один 12,7-мм, один 7,62-мм
    Броневая защита монолитная
    Максимальная скорость 53 км/ч
    Запас хода по шоссе 300 км
    Двигатель двухтактный десятицилиндровый дизель воздушного охлаждения
    Мощность двигателя 551 кВт (750 л.с.)
    Трансмиссия механическая
    Подвеска гидропневматическая управляемая
    Гусеница с РМШ
    Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой 2 м и 4 м

    Фото

    Фото

    Фото

    Фото