Энциклопедия вооружений

Grille, Sturmpanzer 38(t)

Grille, Sturmpanzer 38(t)

Grille (от нем. Grille — «сверчок»), Sturmpanzer 38(t)

Германская самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны на шасси чехословацкого лёгкого танка PzKpfw 38(t), со 150-мм пехотным орудием sIG 33.

История создания

Изначально предполагалось использовать для ходовой части САУ модифицированное шасси лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) модификации M с расположением силовой установки в середине корпуса. Однако оно было ещё не готово и первая партия из 91 машины, включая прототип, была изготовлена на базе Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. H с задним расположением моторного отделения. С танка демонтировалась башня и вместо неё устанавливалась неподвижная рубка со 150-мм тяжёлым пехотным орудием s.IG.33. Выпуск этой модификации продолжался с февраля по апрель 1943 года. С апреля 1943 года шасси со средним расположением мотора было отработано и начался выпуск САУ варианта M с задним расположением боевого отделения, более удобным для обслуживания орудия и подачи боеприпасов с грунта. С апреля по июнь 1943 года и с октября 1943 по сентябрь 1944 года BMM построила 282 Grille и 120 бронированных подвозчиков боеприпасов к ним. Последние по сути были теми же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. При необходимости прямо в полевых условиях пехотное орудие s.IG.33/2 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ.

Боевое применение

Впервые Grille были задействованы в боях на Курской дуге летом 1943 года. Наряду с их применением в качестве самоходных гаубиц для стрельбы с закрытых позиций, нередко Sturmpanzer 38(t) использовали и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. Несмотря на высокую огневую мощь, в целом машина оказалась малоудачной. Лёгкое и короткое шасси не было оптимальным для установки столь тяжёлой артиллерийской системы с большой отдачей. При ведении огня под небольшими углами возвышения САУ после каждого выстрела отпрыгивала назад (откуда и возникло прозвище «сверчок»), небольшим был возимый боекомплект (поэтому и потребовался специализированный транспортёр боеприпасов), надёжность оставляла также желать лучшего (следствие сильной отдачи при выстреле). Но за неимением иной альтернативы Grille сохранялась до сентября 1944 года в серийном производстве. Впоследствии также была сделана попытка установить s.IG.33 на базу лёгкого истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Хетцер», но, согласно данным историка Томаса Йенца, документального подтверждения серийного производства этой модели нет. Выпущенные САУ Grille воевали вплоть до конца войны, в настоящее время известно об одной уцелевшей машине этого типа, экспонирующейся в музее Абердинского испытательного полигона Армии США.

Grille

Grille

Grille

Характеристики

-Боевая масса, т: 11,5
-Компоновочная схема: моторное, трансмиссионное отделения и отделение управления спереди, боевое в рубке сзади
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 4835
-Ширина корпуса, мм: 2150
-Высота, мм: 2400
-Клиренс, мм: 400
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная, поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 10/67 град
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 15/15 град
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 10/15 град
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 15/0 град
-Корма корпуса (верх), мм/град.: 10/0 град
-Корма корпуса (низ), мм/град.:10/41 град
-Днище, мм: 10
-Крыша корпуса, мм: 8
-Лоб рубки, мм/град.: 10/9 град
-Борт рубки, мм/град.: 10/16 град
-Корма рубки, мм/град.: 10/17 град
-Крыша рубки, мм/град.: открытая
-Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 150-мм s.I.G.33/2
-Тип пушки: гаубица
-Длина ствола, калибров: 12
-Боекомплект пушки: 15
-Углы ВН, град.: ?3…+72 град
-Углы ГН, град.: ±5 град
-Дальность стрельбы, км: 4,7
-Подвижность:
-Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
-Мощность двигателя, л. с.: 100
-Скорость по шоссе, км/ч: 42
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20
-Запас хода по шоссе, км: 185
-Запас хода по пересечённой местности, км: 140
-Удельная мощность, л. с./т: 13,0
-Тип подвески: сблокированная попарно, на листовых рессорах
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,75
-Преодолеваемый подъём, град.: 30 град.
-Преодолеваемая стенка, м: 0,85
-Преодолеваемый ров, м: 1,9
-Преодолеваемый брод, м: 0,9