Энциклопедия вооружений

БРМ VAPE

VAPE (исп. Vehiculo Anfibio Pesado de Exploracion — «амфибийная тяжёлая разведывательная машина»)

Проект аргентинской колёсной плавающей боевой разведывательной машины. Два прототипа были разработаны французскими компаниями «Рено» и «Панар» по заказу аргентинской армии. Машину предполагали использовать не только по своему прямому назначению, но и для непосредственной поддержки собственных войск и борьбы с танками противника.

История строительства

Аргентина 1960-70-х гг. зарубежными специалистами считалась вторым после Бразилии производителем вооружений в Латинской Америке. В стране строились корабли, боевые самолёты, бомбы, стрелковое оружие и пр. Производство же бронетехники после выпуска в 1940-х 16 танков «Науэль» прекратилось. В 1960-х был принят План «Европа», согласно которому планировалось развитие производства бронетехники в Аргентине. В 1968-м по лицензии французских фирм СОФМА и СФАК на заводе судостроительной компании Astarsa была налажена сборка танков AMX-13. В 1970-х правительством Аргентины была предпринята попытка производства собственных образцов бронетехники. В 1974 западногерманская фирма Thyssen-Henschel получила контракт на разработку танка, под названием TAM, а также БМП VCTP.
В январе 1979 государственная компания TAMSE (исп.) заказала компаниям «Рено» и «Панар» постройку прототипов колёсной БРМ для аргентинской армии. Машину, получившей название VAPE, планировали поставлять на экспорт. Аргентине, не обладавшей развитой автодорожной сетью, требовалась быстроходная, облегчённая военная техника. С оглядкой на это строились семейства TAM/VCTP и VAE/VAPE, а в 1950-х — самолёт Naranjero. Контракт предусматривал постройку 1000 единиц БТР и БРМ. Сборка планировалась на заводе оборонной компании TENSA (исп. Talleres Electromecаnicos Norte S.A.) в Кордове. В 1979—1980 гг. «Рено» и «Панар» представили прототипы колёсной формулы 6х6. Прототипы были переданы Институту научно-технических исследований в области обороны (CITEFA) для полевых испытаний. Хотя они были пройдены успешно, тем не менее заказ на серийное производство не поступил. Аргентина того периода («Грязная война» «Процесса национальной реорганизации») испытывала финансовые затруднения, что и решило судьбу проекта VAPE. Прототипы были выставлены в музеях военной техники.

VAPE

VAPE

Характеристики

-Классификация: БРМ
-Боевая масса, т: 15,535
-Экипаж, чел.: 3
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6000
-Длина с пушкой вперёд, мм: 8245
-Ширина корпуса, мм: 2500
-Высота, мм: 2828
-База, мм: 2114
-Колея, мм: 2129
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: защищён от 7,62-мм бронебойных пуль
-Борт корпуса, мм/град.: защищён от 7,62-мм бронебойных пуль
-Корма корпуса, мм/град.: защищена от 7,62-мм бронебойных пуль
-Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 90-мм GIAT F4
-Боекомплект пушки: 20
-Углы ВН, град.: +55-8
-Пулемёт(ы): 2 х 7,62-мм
-Подвижность:
-Тип двигателя: дизельный
-Мощность двигателя, л.с.: 254
-Колёсная формула: 6х6
-Скорость по шоссе, км/ч: 100
-Запас хода по шоссе, км: 1000
-Преодолеваемый подъём, град.: 40
-Ширина преодолеваемого рва, м: 0,90
-Преодолеваемый брод, м: плавает