Энциклопедия вооружений

Управляемая ракета воздух—воздух AIM-9 Sidewinder

Управляемая

AIM-9 «Сайдуайндер» (англ. AIM-9 Sidewinder)

Ракета до 1963 года имела название AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8.

Американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко эксплуатируется военно-воздушными силами многих стран мира.

AIM-9

Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder.

По состоянию на 2001 год, только на территории США, было собрано более 150 тысяч единиц этого оружия, с учётом ракет произведённых в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время. Сайдуайндер состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно используется по сей день.

Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями.

Sidewinder

История

Разработка будущей AIM-9 стартовала ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил сделать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем оборудования широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Сконструированная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), расположенный за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.

Сайдуайндер

Ещё одной удачной идеей, применённой в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты стартовали в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был произведён первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Выпуск ракеты стартовал в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.

Изначально ракета создавалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно использовалась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).

AIM-9

Конструкция

Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на который установили ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.

Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.

Схема

Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X применяет для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.

На большинстве моделей ракеты монтировалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.

ТТХ

-Стартовая масса: 91 кг
-Масса боевой части: 9,4 кг
-Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
-Длина: 2,85 м
-Диаметр: 0,127 м
-Размах крыла: 0,63 м

Состоит на вооружении

-США 7000 AIM-9M
-Австралия — AIM-9X на F/A-18A/B Hornet и F/A-18F Super Hornet
-Польша Заказано 93 ракеты AIM-9X-2
-ОАЭ Заказано 218 AIM-9X-2 на сумму 251 млн долл.
-Марокко Заказано 20 AIM-9X-2 на 50 млн долл.
-Турция AIM-9S/X. 117 AIM-9X заказано на сумму 140 млн долл

AIM-9